Поймаша музыкантов «Словиша»

Первый шаг к традиции сделан.

Удачный ход, надо отметить, придумали организаторы фестиваля музыкальных древностей «Словиша», предложив новгородцам и гостям города до предстоящего гала-концерта на сцене, пройтись по Ярославому  дворищу, послушать звучание древних музыкальных инструментов и пообщаться с музыкантами.

Только-только успели гости-музыканты из Австрии, Литвы, Москвы и Санкт-Петербурга занять отведённые места на площадках у памятников древней архитектуры - церквей Иоанна Предтечи на Опоках, Георгия на Торгу, Успения на Торгу, Параскевы Пятницы на Торгу, как, следуя за объявлением, к ним потянулись и неорганизованные посетители, и те, кто присоединился к группам в сопровождении гидов программы «Музыка в архитектуре». Варган, гусли, канклес – когда ещё можно было просто так, стоя совсем рядышком, и увидеть, и услышать музыкальные древности.

У церкви Параскевы Пятницы – гостьи из Литвы, из Каунаса. На импровизированной скамеечке Лауру Лукенскиене, только что сыгравшую на канклесе старинную мелодию, сменила Аушра Буткаускене. Зрители, задававшие много вопросов, попросили сыграть и её, заметив, что канклес-то у неё немного другой.

Лаура Лукенскиене

Разговариваю с Лаурой, отведя её в сторонку. Интересуюсь, в чём разница у этих двух струнных щипковых инструментов, 

- Канклес – это литовский аналог русских гуслей. Мой канклес из юго-западного региона Литвы, а у Аушры – из северо-восточного. Они немного различаются.

Аушра Буткаускене

Лаура рассказывает, что работает в городском музее Каунаса. Там есть отдел истории литовской народной музыки, где она занимается народными музыкальными инструментами. В Новгород они с коллегой приехали на два дня – на фестиваль по приглашению администрации Великого Новгорода.

- Мы сразу пришли в Центр Поветкина. В Новгороде мы в первый раз, только сейчас начинаем осматриваться, но здесь уже очень нравится.

Илья Доброхотов, Елена Ведайко

- Это русские инструменты? – голос из толпы зрителей выражает общий интерес.

- Карело-финские. Вот это смычковая лира йоухикко, с финского переводится как конский волос, а это финская кантеле, традиционный карельский и финский щипковый инструмент, родственный гуслям, - отвечает Илья Доброхотов.

Он и Елена Ведайко – ансамбль «Корела». Приехали из Санкт-Петербурга. Прошу их поделиться впечатлениями, спрашиваю, где остановились.

- Пока только здесь, на Ярославовом дворище, - улыбаются оба.

- В Новгороде мы не в первый раз, но на фестивале в первый, - продолжает Илья. - Приехали только сегодня. Очень хорошо у вас, очень приятно. На фестиваль «Словиша» нас пригласили город и новгородский Центр музыкальных древностей, мы приехали с удовольствием.

- Только на один день?

- Сегодня ещё будет концерт, посмотрим, как пойдёт. Может быть, останемся на завтра.

Дмитрий Парамонов

Прикрыв глаза, приобняв огромный инструмент, мужчина перебирает струны и долго-долго поёт. Былина, не иначе. А инструмент - гусли. Не иначе. Знакомимся.

- Меня зовут Дмитрий Парамонов. Я сейчас из Москвы приехал, а родом я с Урала.

- Тут вам комплимент сделали – как можно такую длинную песню петь.

- Легко поётся, когда песни знаешь.

- Гусли – это хобби?

- Я сам делаю гусли, обучаю игре на гуслях. У нас есть гусельная школа, учимся играть, разучиваем былины, различные песни. Есть ребята, которые уже давно играют. Есть свой ансамбль.

- В Новгороде впервые?

- Нет, я уже сюда приезжал, здесь мои друзья живут. А на фестивале играю в первый раз.

- Гусли у вас немного необычные…

- Я их сам сделал, шлемовидные, иначе их ещё «псалтирь» называют. Предполагается, что на таком инструменте сам царь Давид играл псалмы, которые сочинял.

- Где вы увидели такую форму?

- Это форма из монастыря в Калязине. Там есть фреска, по-моему, 1659 года. Там изображены святые люди, которые играют на таких гуслях. Оттуда взял размеры и форму, по пропорциям тела человека. Этот инструмент я буквально вчера доделал. Сегодня струны поставил, их двадцать. Так что только пробую гусли на звук, инструмент потихонечку надо разыгрывать. Здесь у инструмента дебют, а послезавтра он в Испанию поедет.

- Давно делаете гусли?

- Уже семнадцать лет.

- А для кого, для профессиональных музыкантов?

- Не обязательно. Кто-то просто сам хочет играть. Для домашнего музицирования и в России заказывают, и за границу.

У Ульриха Моргенштерна, прибывшего из Австрии, в руках волынка с коровьими рогами. Как человек, привыкший профессионально общаться с аудиторией, он почти не дожидается вопросов.

- В первый раз я в Новгороде был в 1983 или 1984 году. Но Новгородчину как фольклорный ландшафт для меня открыл Владимир Иванович Ярош. И Владимир Иванович Поветкин тоже. С ним я встретился в конце 80-х годов, на моей родине, в южной Германии, это было очень сильное впечатление. Тогда он мечтал, чтобы сделать центр музыкальных древностей, который после нескольких лет состоялся. И я очень рад быть гостем этого центра, это большая честь для меня. И вообще очень приятно находиться на Новгородчине. К Великому Новгороду у меня всегда была большая симпатия, это четвёртый город, который я посетил – Киев, Москва, Ленинград, а потом Новгород.

Ульрих Моргенштерн

Ульрих Моргенштерн поясняет, почему его в Новгород пригласили, и тут же для слушателей предлагает мини-лекцию о волынках.

- Была мысль представить русскую волынку, поэтому и приехал в Новгород (напомним, что настоящей сенсацией в Великом Новгороде в 2015 году стала находка фрагмента волынки на археологическом раскопе – Н.М.). Но это условное название, потому что волынка была везде. В Европе какое-то время, до XIX – начала XX века в Австрии, например. Потом это уже была редкость. Но на определённом историческом отрезке это был один из самых важных народных музыкальных инструментов. 

- Волынки очень разные, - продолжает он. - Шотландская волынка очень сильно отличается от других. Хотя есть общие моменты. Волынки бывают разные – с тремя, четырьмя трубками. На этой волынке два рога, на ней чуть легче играть. Я её называю русской волынкой, может быть, не совсем правильно, потому что такой тип, с коровьими рогами, встречался и в Латвии, и Чувашии, правда, без рогов, и в Швеции, Эстонии. В Литве уже более белорусский тип, особый - дуда.

- Русскую волынку, которая у меня в руках, называю - с псковским строем, - делится лектор очередными подробностями. - Почему? У псковских пожилых гармонистов лет двадцать назад были наигрыши, которые по мелодике очень сильно напоминают волынку. Я в большей степени исследователь, а не музыкант, но покажу вам эти наигрыши.

Пританцовывать зрителей заставляет задорная мелодия с песней в исполнении ансамбля старинной крестьянской музыки. СКМ – так коротко называют свой коллектив ребята из Петербурга.

- Вам всех поимённо представить? – спрашивает Василий Иванов, когда прошу рассказать об ансамбле, и которому коллектив делегирует эти полномочия. Сам Василий играет на волынке, и, как выясняется, может сменить её на гармошку.

Ансамбль старинной крестьянской музыки

Ну что ж, тогда по порядку. Александр Захкин играет на перкуссии, на барабане, а также на бутылках и на ложках. Конёк Марата Ишмуратова – бубен. Анна Жаворонкова не только играет на мандолине, на трещотках, на гребне, но и поёт. Арсений Рыбаков – балалаечник, у него целых четыре балалайки. В ходе представления на сцене он их будет менять. И - раскрыли секрет ребята - у них есть даже такой номер, когда Арсений будет балалайками жонглировать. Этот номер коллектив репетировал гораздо дольше остальных.

- Все ребята в ансамбле полифункциональны, могут заменять друг друга при необходимости, - рассказывает Василий Иванов. - Мы играем музыку народную, музыку фольклорную – которая дошла до нас в XX веке, которая играется на гармошке, балалайке. А ещё играем историческую русскую музыку, которая до нашего времени в живом бытовании не дошла - находим обрывками, в сохранившихся записях, литературе, каких-то свидетельствах, восстанавливаем и играем на исторических инструментах.

Свой ансамбль ребята «придумали» в 2011 году. С тех пор сотрудничают со многими музыкантами в Петербурге, у них есть друзья в других городах, в других странах, с которыми вместе делают проекты.

- В Новгороде впервые? – интересуюсь.

- В Новгороде мы не в первый раз, но с этой музыкальной программой, да в первый.

- Вы ещё не успели получить впечатления от фестиваля?

- Очень хороший фестиваль, задумка хорошая. Мы общаемся с Антоном Каменским из Центра музыкальных древностей, он один из организаторов. Мы с ним обсуждали идею фестиваля, нам она нравится. Давно уже нужно было сделать такой фестиваль в Новгороде. Мы общаемся с Константином Хивричем, который тоже организует это мероприятие, и у него всегда хорошо получается – мы участвовали в других его проектах в предыдущие годы.

- Что для вас самих фестиваль?

- Это место, где играется музыка, место, где происходит реализация музыкантов, - отвечает Василий Иванов.

- В любом случае приятно выходить в свет, - добавляет Анна Жаворонкова. – Мы много репетируем, на разных репетиционных точках, но всегда приятно показать результат. Приятно куда-то выйти, особенно, если вокруг красота, старина, как здесь, в Новгороде.

По всей видимости, опекая приглашённых музыкантов, площадки их выступлений обходит Наталья Попова, директор Центра музыкальных древностей В. И. Поветкина. Мы с ней встречаемся у церкви Георгия на Торгу, где игру на варгане демонстрируют Аксентий Бескровный и Наталья Кочеткова, приехавшие из Москвы.

- Мы с любовью относимся к тем, кого пригласили, - говорит Наталья Попова. - Наш фестиваль делится на две части. Есть специалисты, исследователи, они, конечно, играют, но ещё и рассказывают о музыкальных традициях. И есть концертные коллективы, которые будут выступать на сцене. А у нас сейчас проходят вот такие презентации.

- Гости сами размещаются в гостиницах?

- Мы принимаем гостей в рамках большого фестиваля «Новгородские спасовки». Приезд участников, их приём, размещение в гостиницах, питание организует офис «Русь Новгородская», - пояснила директор центра.

Варганы тоже вызывают большой интерес у публики. Музыканты отвечают на вопросы, снова показывают, как звучат их небольшие музыкальные инструменты, известные из древности.

Аксентий Бескровный, Наталья Кочеткова

В перерыве прошу ребят немного рассказать о себе. Наталья в Новгороде первый раз. Аксентий уже четвёртый, он периодически работает с Центром Поветкина, в прошлый приезд в течение недели проводил занятия игры на варгане. До этого были лекции и небольшие концерты.

- Потому что средневековые варганы найдены в Новгороде, их уже десять. А поскольку я занимаюсь историей русского варгана, я сюда не мог не приехать, - говорит Аксентий.

- Впечатления от нынешнего приезда?

- Пока мы успели побывать только в Центре музыкальных древностей, и вот выступаем здесь, на Ярославовом дворище. Всё нравится. В центре на открытии фестиваля был полный зал, и здесь всё время люди подходят, интересуются. Сегодня, уже скоро состоится концерт, а завтра у нас лекции в Центре Поветкина. Программа насыщенная, интересная.

Что мы, гуляя в течение полутора часов по Ярославову дворищу, общаясь с музыкантами – гостями фестиваля, увидели и почувствовали. На фестивале «Словиша» - многолюдно. К новгородцам добавились потоки туристов, в том числе и иностранных, в большинстве своём, китайских. Учитывая, что продолжается яблочно-медовая ярмарка, не пустуют ремесленные ряды, развёрнуты развлекательные площадки, тут можно интересно и с пользой провести время всей семьёй. А иностранцы могут увидеть, что это такое -  народное гуляние в Великом Новгороде.

Музыкантам, приглашённым на фестиваль «Словиша» из других регионов, судя по их настроению и откликам, гостеприимство новгородцев и атмосфера фестиваля, подкреплённая интересной программой и хорошей погодой, явно нравятся.

Фестиваль «Словиша» заявил о себе. Первый шаг на пути к традиции сделан.

Наталья МЕЛКОВА

Фото: Сергей БРУТМАН

Смотреть ещё фото

Поделиться: