Под сенью уточки

13 июня 2017, 17:40 / 0

или Профанирование сакрального

Сегодня 12 июня. Станция метро «Гостиный двор». Поднимаюсь по эскалатору наверх, читая последние новости в Интернете: Администрация Петербурга сообщила о сокращении времени праздничных гуляний на Марсовом поле до 13.00 вместо ранее запланированных 19.00 «из-за сторонников А. Навального» и чтобы «не допустить столкновений» казаков и оппозиционеров, которые сегодня собираются выйти на несанкционированный митинг; вице-губернатор Серов по поводу протестных настроений горожан воинственно заявил: «Если кому нужно нарваться, у него получится».

Ну что же, власти у нас давно научились по-своему реагировать на протестные настроения: вместо площадки, запрашиваемой организаторами нежелательного администрации мероприятия, которая, естественно, как правило, находится в центре города, последняя предлагает провести его где-нибудь на окраине. В этот раз администрация предложила Удельный парк, который располагается на севере города, в 10 километрах от центра. В ответ на это Навальный призвал все равно выходить на Марсово и культурно поучаствовать в согласованных мероприятиях, посвященных Дню России. Однако, те самые согласованные военно-патриотические мероприятия закончились уже в час дня.

Невский проспект. Автозаки и полиция. Сворачиваю на Садовую и двигаюсь в сторону Михайловского замка. Там у нас встреча с девушками-оппозиционерками, с которыми мне и предстоит пойти на митинг. Что здесь делаю я? Мне интересно. Я не могу полагаться на то, что пишут о таких мероприятиях СМИ, так как полностью независимых СМИ в природе не существует. Если я могу увидеть что-то собственными глазами, я должен сделать это.

Рядом со мной в сторону Марсова идут две девушки, походящие на старшеклассниц или студенток первого-второго курса. Судя по нечаянно подслушанным мною разговорам, идут туда же, куда и я. Обсуждают, что последовали чьему-то совету и оделись на данное мероприятие «помилее», чтобы не вызывать агрессию у сотрудников полиции. В голове мелькает мысль: скоро в журналах моды будут разделы «Как одеться на несогласованный митинг оппозиции» или «Десять способов не попасть в автозак».

Надо сказать, мои проводницы в мир протеста подготовились еще основательней: у одной из них плакат, клеймящий власть, а у второй -  компот в стеклянной банке как напоминание об известном и явно неубедительном высказывании Д.А. Медведева по поводу нашумевшего расследования Фонда борьбы с коррупцией. По Садовой в сторону Марсова постоянно движется поток людей, с противоположной стороны тоже идет поток, но несравненно меньший - возвращаются посетители военно-патриотических мероприятий, посвященных Дню России. Промелькнула пара казаков и девушка в костюме Хищника из одноименного американского блокбастера. В общем, военный патриотизм. Который сегодня закончился раньше аж на целых шесть часов.

В сторону Марсова тянутся как вполне обычные люди, в основном, среднего возраста и молодёжь, так и очень странные персонажи, напоминающие типичных городских сумасшедших. На мой вопрос о том, не превратится ли протест во фрик-шоу, одна из моих спутниц заверяет меня, что все будет очень серьезно.

Идём на Марсово поле. Там уже в разгаре митинг. Демонстранты обступили памятник Жертвам революции, окаймляющий Вечный огонь. Огромные ступени монумента, из которых он по большому счету и состоит, как нельзя кстати подошли для нужд протестующих. Самые активные из них взбираются на ступени и скандируют оттуда различные лозунги. У меня мелькает парадоксальная мысль: революционеры современности митингуют на могиле революционеров прошлого.

Каких-либо известных политических деятелей среди стоящих на импровизированной трибуне, кажется, нет. Из Интернета узнаю, что где-то здесь задержан депутат петербургского ЗакСа от «Яблока» Максим Резник. Спустя какое-то время омоновцы в чёрном обмундировании начинают задержания тех активистов, которые находятся на вершине памятника: группами по несколько человек взлезают на мемориал и, схватив очередных несчастных (а, может, счастливых) за руки, настойчиво предлагают им спустится вниз, после чего препровождают в специально подготовленные автобусы. Почти никто из спускаемых не сопротивляется. Действия омоновцев вызывают в толпе возгласы возмущения, которые перерастают в скандирование «Позор! Позор!».

Как только гранитная плоскость памятника пустеет, пара омоновцев какое-то время продолжает стоять на ней, озираясь по сторонам, затем спускаются. Игра «Царь горы» продолжается с восшествием новых участников акции. Задержания происходят и внизу, в основном в эпицентре: вокруг монумента. Омоновцы ведут, а также тащат за руки и ноги попавшихся протестующих. Какую-то разумную логику в задержаниях вне постамента проследить сложно. В Интернете пишут, что уже задержано около 300 человек. Как я потом узнал, всего задержанных оказалось около 500, а один из автобусов с 46 из них до вечера кружит по городу в поисках способного вместить их отделения полиции.

В воздухе витает запах опасности и свободы, и летает огромная надувная жёлтая уточка. Именно она стала своеобразным символом протеста против коррупции после очередного расследования ФБК, в котором утверждалось, что в резиденции Медведева, якобы, есть пруд с домиком для той самой птички.

Разливаем компот из банки в бумажные стаканчики и угощаем прогуливающихся по Марсовому полю сограждан. Благодарят, говорят, вкусный компот. Отвечаем: Медведев сам варил. Идиллию нарушает мегафон полицейских чинов, контролирующих мероприятие с предложением убраться в Удельный парк и прекратить нарушение общественного порядка. Призыв сдобрен угрозой привлечения к административной ответственности. Сегодня в меню статьи 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции» и 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка митингов». Словно табун кентавров, мимо то и дело проносится т.н. «паровозик»: омоновцы, выстроившись двойным строем, взявшись руками за плечи впереди стоящих братьев по дубинкам, рассекают толпу митингующих. Омоновцы окружают плотным кольцом людей, толпящихся у монумента, некоторые пытаются прорваться, и им это удаётся…

Несколько провокаций. Кто-то выпустил сигнальную ракету в воздух, хлопок испугал людей, и они ломанулись в противоположную сторону. Часто люди по ложному крику пускаются наутёк от несуществующей опасности.

Когда автобусы для задержанных закончились, а новых не пригнали, ОМОН стал просто гонять людей с вершины памятника, а затем и вовсе вежливо просить их спуститься.

Акция подходила к концу. Люди расходились под дождём, кто к Невскому, кто через Троицкий мост - в сторону метро «Горьковская». По информации СМИ, в акции приняли участие более 10 000 человек. Вечером я прочитал о том, что все судьи Дзержинского районного суда срочно вызваны для рассмотрения дел. Ближе к 11 вечера появилась информация о первом постановлении: девушку осудили к 5 суткам административного ареста и 10 000 штрафа «за отказ проехать в Удельный парк к согласованному месту митинга».

Подведем итог. Со времён нулевых в России установилась система, частью которой стал фактический отказ общества от политических акций. В рамках этой системы митинги стали допустимы только по социально-бытовым вопросам. Народу разрешили жаловаться барину на скудный паёк, но запретили участвовать в политической жизни. Иногда ещё можно бастовать против ПЛАТОНа или реновации, но нельзя просто выйти и заявить, что тебе не по вкусу коррупция среди высших чиновников или безграничная власть президента. Потому что, поступая так, гражданин покушается на политическую жизнь, которую на этой 1/6 части суши дозволено вести лишь избранным.

В Римском праве сакральным признавалось нечто, принадлежащее богам. Такие вещи признавались находящимися за рамками гражданского оборота, не подлежали обычному человеческому использованию. То же самое произошло с политикой у нас. Заниматься ею позволено лишь избранным. Она недоступна простому смертному.

Великий римский юрист Требаций писал: «Профанное - говорится именно в том смысле, что из священного или религиозного, которым было, оно возвращено в пользование и собственность людей». «Чистым» называлось то, что больше не было «ни сакральным, ни святым, ни религиозным, освобожденным от всех имён этого рода».

Профанация - это возвращение сакрального (например, жертвенной пищи) в мир людей, где ею можно воспользоваться. Профанной сакральная вещь могла стать благодаря всего лишь прикосновению в ходе торжественного ритуала: после её можно было использовать как обычную вещь (например, в случае пищи, просто съесть).

Итальянский философ Джорджо Агамбен вслед за Эмилем Бенвенистом считает, что игра разрывает связь мифа и ритуала, из которых состоит сакральность. Игра служит цели профанирования сакрального.

На Марсовом поле 12 июня было слышно много смеха. «Всех не посадите!» - так реагировали участники акции на задержания. Было много молодых и очень молодых. Не было чётких политических требований. Их и не могло быть. Сейчас мои сограждане лишь пытаются развеять ауру сакральности, вернув себе политическую жизнь, конфискованную государством.

В действе на Марсовом поле было много игры. Она была во всем: в лозунгах, в салочках с ОМОНом, летающей уточке, которая впоследствии стала вещественным доказательством в административных делах. Сам митинг, был, что называется, «использован не по назначению». Кажется, в нём не было попытки донести до государства какую-то мысль: все уже давно поняли, что донести до сидящих наверху и погоняющих ничего не получится. Но ведь в этом и есть один из смыслов игры: использовать предмет не по назначению, выявляя его новые возможности; словно ребенок, играть с различными вещами, находя им самое разное применение. Такой митинг нужен обществу для профанации политики. Поэтому не стоит требовать от молодых, пришедших на него, чётких политических требований и программ. Профанация, в лучшем смысле этого слова, возвращает политическую жизнь посредством игры. И эта игра, ради которой более 500 петербуржцев оказались готовы отбыть административные аресты и заплатить штрафы, я полагаю, стоит свеч. Огромная жёлтая надувная утка - вот новый символ смеха над Системой, которая, всё еще будучи жестокой, уже не кажется страшной, но лишь искусственной и нелепой в своих потугах устрашить.

Павел ПОВЕРЕННЫЙ

Поделиться: