Драматургия вслух

22 марта 2016, 12:12 / 0

Марина Боброва ведёт дневник мартовского театрального марафона в «Малом»

Закончились читки пяти современных пьес из Германии, Австрии и Швейцарии. К концу недели число зрителей всё увеличивалось, и на последнем представлении часть зрителей, которым не хватило кресел, пришлось усаживать на подушки.

16 марта молодым зрителям (11+)  была представлена пьеса Йенса Рашке «А рыбы спят?» Это история о девочке Джетте, которая сталкивается со смертью слишком рано – в 10 лет. У Джетты умирает младший брат, который болел всю свою жизнь.  Она вспоминает о том, что было до этого, о прекрасных поездках всей семьи, о постоянных стычках с братом и обо всех тех вопросах которые она задавала родителям и на которые они так и не дали ответа. Может ли медяница чихать? Почему солнце такое горячее? И что означает "умереть"? Что с нами происходит когда мы мертвы? Правда ли, что смерть старшая сестра сна? И вообще, умеют ли рыбы спать? И станут ли чёрные грозовые облака, которые уже год  рисует Джетта, когда нибудь светлей?  

Вопросы девочка адресует и залу: может быть, там знают, что бывает после смерти? На неудобный вопрос учительница в школе даёт универсальный, догматичный ответ: умершие  отправляются на небо. Но девочка не может проглотить недоказанную никем истину просто так. Неужели Эмиль стал облаком? А может быть, он грозовая туча? Кто это всё придумал?..

В отличие от других представленных на сцене театра пьес, «А рыбы спят?» читались с минимальным набором актёров и отсутствием декоративно-звуковых решений. Не хватало динамики, но, с другой стороны, какая динамика может быть в рефлексии девочки о смерти? Актрисе Кристине Машевской пришлось удерживать внимание зрителя лишь собственным актёрским мастерством. И, если вначале пьесы приходилось себя всё-таки убеждать, что перед нами не девушка, а 10-летний ребёнок, то к середине постановки актриса перевоплотилась в девочку на 90%. Авторский голос тоже звучал – в тени, за барабанной установкой монолог Джетты комментировала Марина Вихрова.

Йенс Рашке написал пьесу для подростков, но зрители, пришедшие на читку «А рыбы спят?»  в «Малый» явно были старше. Возможно, родители и педагоги не готовы говорить с детьми на сложную тему после спектакля. Или вообще не хотят, чтобы тёмные краски проникали в детскую жизнь.

 

В четвёртый день марафона прошла читка пьесы «Чик. Гудбай, Берлин!» для аудитории 15+. Роман Вольфганга Херрндорфа в аннотации представлен как произведение о взрослении - и роуд-муви одновременно.

Зал «Малого» переполнен несколькими классами школьников нужного режиссёру возраста, в этом смысле контакт со зрителями был налажен на 100%. Подростки смеялись, клевали на знакомые им проблемы и дерзкие словечки. История рассказана от лица четырнадцатилетнего Майка, который живёт в обеспеченной, но не очень благополучной семье – его мать больна алкоголизмом, а отец без зазрения совести изменяет ей.  Подростка считают аутсайдером в классе, потому что однажды он написал натуралистичное сочинение о пристрастии своей матери. Учитель высмеял его  перед классом, и  Майк резко упал в глазах своих сверстников. Тут в немецком классе появляется новенький русский - Чик. Он не отличается образцовым поведением и раздражает Майка. Однако  подросток решает хоть раз в жизни сделать необдуманный поступок и отправляется вместе с Чиком в поездку на угнанной «Ниве» по берлинским окрестностям. Они попадают в крошечные деревушки, встречают разных, слегка «чокнутых», но удивительно добрых людей... После лучшего путешествия в жизни Майка родители обрушивают на подростка свой гнев, не понимая, почему он связался с русским хулиганом.

Эта история нестандартных школьников, которые решили выбраться за пределы взрослых «нельзя», «нехорошо», «неправильно» и испробовать истинный вкус жизни без запретов. Одно из главных открытий, которое удается им сделать во время путешествия, -  то, что люди вокруг вовсе не такие плохие, как говорят.

Автор не использовал ни одной дидактической ноты в своём произведении: он не даёт советов, как выжить трудному ребёнку во взрослом мире, не «впаривает» прописные истины. Наоборот, герои отличаются анти-хорошим поведением, и не стараются быть такими как все. При этом через монологи Майка он показывает хрупкость мальчишеской души, искренность первой любви, желание, вопреки стереотипам, не «трахаться», а просто быть рядом с симпатичной ему девочкой, ощущать её тепло. Всё, что нужно подростку – свобода, дружеская поддержка, возможность постигать мир самостоятельно и любовь.

Главных героев пьесы сыграли Пётр Лойко (Майк) и Алексей Коршунов (Чик). Почти двухчасовое действие не воспринималось как читка, хотя разговорный темп был достаточно быстрым, и актёры иногда запинались. Декорации, как видите, универсальны и минималистичны, поэтому зрителю приходилось пускать в ход собственную фантазию.

 

Совместный проект новгородского  театра «Малый» с Гёте-институтом в Санкт-Петербурге направлен на то, чтобы открыто говорить с подростками об их проблемах. Режиссёры представленных пьес хотят показать,  что молодых людей волнуют не только личные взаимоотношения, но и вопросы морали и этики, всемирно значимые проблемы. Им интересно не только собственное эго, но и мир, в котором они живут.

Примером интереса подростков к вопросам ксенофобии послужила работа Хольгера Шобера «Чёрное молоко, или Экскурсия в Освенцим».   Во время экскурсии с классом в бывший лагерь  Освенцим семнадцатилетний Томас впервые осознает все ужасы Третьего рейха.   Он сжигает свой паспорт и отказывается говорить по-немецки. К сожалению, его английский не очень хорош. Он знакомится с польским полицейским Томашем, чьё болезненное восприятие  немецко-польских отношений продиктовано глубокой личной драмой. Вопреки языковому барьеру, отчасти комичному, между ними складываются довольно сложные отношения.

Тема сегодняшней жизни лагеря с точки зрения его работников и местных жителей свежа, а потому с лёгкостью проглатывается молодой публикой. Если в школе им, подобно главному герою, рассказывают о лагере лишь в сухих цифрах, которые не несут человеческой, живой составляющей, то тут они слушают историю из первых уст, пусть и на театральной сцене. Аудиторию не шокируют страшными кадрами из прошлого лагеря, не было и глубокого погружения во внутреннюю жизнь Освенцима тех годов, описания пыток и жизни лагерников. Даже окуная нас в дневниковые записи девушки Марики, которая жила в 1942 году у стен Освенцима с родителями, режиссёр описывает лишь её любовные переживания, связь с немцем, работающем в лагере. Но Марика не знает, что происходит за страшными воротами лагеря смерти, она считает, что с заключёнными обращаются хорошо, и она бы с радостью там работала под присмотром таких симпатичных и добрых солдат. Одна лишь неприятность от Освенцима – вонючий чёрный дым, вечно кружащий над лагерем… Но возлюбленный «добрый» немец сотворит с девушкой такое, что она никогда больше не захочет видеть даже долгожданное голубое небо.

Наглого и беззаботного школьника Томаса сыграл Алексей Коршунов, облачившись в кожанку  с шипами и берцы. Его герой резко трансформируется по ходу пьесы из подростка-скинхеда во взрослого, рассудительного юношу, который не хочет вспоминать о своей прежней жизни. Посещение лагеря показало ему истинный нацизм, а не тот, что описывают в  школьных учебниках. Но и взгляд полицейского Томаша (он - внук Марики) на  современных немцев после знакомства с Томасом тоже изменился  на сочувственно-братский. Преодолев современные стереотипы, оба -  поляк и немец-   поняли, что ненавидят они одно:  фашизм.

 

После преодоления недельной дистанции театрального марафона с уверенностью можно сказать, что привычный для новгородской театральной сцены формат читок публикой воспринят. Во всяком случае, школьники, посмотревшие одну пьесу, сразу же покупали билет на следующую читку.

Марина БОБРОВА

Фото: Ольга ЩЕРБАНЬ

Поделиться: