Дар бесценный, не случайный

В Великий Новгород переезжают коллекции Санкт-Петербургского Музея игрушки.

Возвращаясь с презентации коллекции игрушки - нового фонда, сенсационного по своему наполнению, который приобретает Новгородский музей-заповедник, думала об одном: было бы здорово, если бы эта масса уникальных экспонатов обрела в Великом Новгороде свой отдельный дом. Такой, как Санкт-Петербургский Музей игрушки, из которого к нам и переезжает уникальнейшая коллекция, состоящая из 16 000 предметов игрушечного мира.

Не разбивая на части

О том, что новый фонд будет изучаться, отдельные коллекции будут демонстрироваться на выставках и в экспозициях, проговорила генеральный директор Новгородского музея-заповедника Наталья Григорьева. На показе части уже приобретённого игрушечного богатства она не скрывала восторга и даже поздравила журналистов и сотрудников музея, пришедших на презентацию фонда, с премьерой. С премьерой нового музейного явления.

- «Меняющийся музей в меняющемся мире» - слоган, который в последнее время влияет и на музейное строительство, и на профессиональную деятельность музейщиков, побуждает профессионалов всех музеев искать новые методы работы, открывать новые проекты, новые программы, - сказала Наталья Григорьева. - Мы не могли не откликнуться на предложение, прозвучавшее от наших коллег из Санкт-Петербурга, приобрести и получить в дар коллекцию Игры и игрушки. Для нас это новое, интересное, неожиданное направление деятельности - с новыми перспективами, интереснейшими идеями и музейными открытиями.

Представленную на обозрение журналистам часть коллекции Мария Марченко-Мари, кандидат искусствоведения, автор проекта Санкт-Петербургского Музея игрушки, назвала микроскопической. Наверно, так оно и есть, если сопоставить её с общим объёмом фонда.

НГОМЗ, Музей игрушки

Но и то, что удалось увидеть, можно было оценить как «дар бесценный». Глаза в буквальном смысле разбегались, пытаясь охватить и впитать всё необычное разноликое игрушечное великолепие, расположившееся на полочках, низеньких столиках и подоконниках больших арочных окон в пространстве второго этажа церкви Жён Мироносиц на Ярославовом дворище. 

И если всё-таки цитировать Пушкина применительно к ситуации, то надо заметить, что достающиеся Новгородскому музею игрушечные сокровища – «дар бесценный», но не «случайный».

НГОМЗ, Музей игрушкиНаталья Григорьева отметила, что Мария Марченко-Мари (являющаяся одним из владельцев и учредителей Музея игрушки – Н.М.) «пошла на этот смелый шаг, доверилась Новгородскому музею-заповеднику, поняла, что коллекция не утонет в нашем очень серьёзном средневековом фонде, а будет его дополнением, украшением».

- Мне, безусловно жаль, что коллекция уезжает из Петербурга, - сказала сама Мария. - Потому что она уникальна не только для Санкт-Петербурга, она уникальна для России. Но она переезжает в Новгород, который мы все в Петербурге любим. Мы любим сюда приезжать и летом, и зимой, и приезжать не просто в Новгород, а в сердце Новгорода – в кремль, самый красивый кремль, как мне кажется, из среднерусских и северорусских городов. Поэтому наш выбор не случаен. Мы уже работали с Новгородским музеем. Делали свои выставки в Детском музейном центре, они всегда проходили очень успешно, и публика нас хорошо встречала. И, честно говоря, мне очень нравится, как здесь работают мои коллеги. Вчера был звонок - в ужасе один из ведущих художников-скульпторов Петербурга, узнав о свершающемся, спросил, правда ли это и сможет ли новгородский музей хранить нашу уникальную коллекцию. Я его успокоила: вообще-то здесь мои коллеги хранят иконы XV века и более ранние.  

И вот что ещё было главным для питерских музейщиков.

- Могу сказать одно: мы точно не стали бы передавать коллекцию или продавать её за любые деньги, разбивая её по частям, - подчеркнула Мария. - Мы не стали бы передавать её какому-то не устоявшемуся, непрочному, без долгой истории музею. Выбор, уверяю вас, был продуманным.

Часть коллекций, собранных в частном Музее игрушки в Санкт-Петербурге, действительно, переданы в дар Новгородскому музею-заповеднику. Другие приобретены за счёт внебюджетных средств музея и за счёт меценатов. В настоящее время в Новгород прибыли 3 500 предметов из собрания питерского музея. Это коллекции народной игрушки, авторской художественной игрушки и индустриальной игрушки. Самая «ностальгическая» коллекция – игрушки советского периода - пока ещё находится в Петербурге.

По поводу передачи следующих «партий» коллекций два музея ведут переговоры.

Хронология – 2 000 лет

А теперь давайте вместе с Марией совершим путешествие по расположившейся в храме на Ярославовом дворище импровизированной выставке игрушек, организованной для пресс-показа. Рассказ автора проекта настолько увлекателен и познавателен, что мне даже жаль опускать какие-то подробности.

- Здесь представлен фонд народной игрушки, которая стоит в истоках любой игровой культуры. Мы вам покажем индустриальную игрушку, под которой мы понимаем игрушку фабричного, крупного артельного и крупного мануфактурного производства, её история охватывает всего лишь 200 НГОМЗ, Музей игрушкилет. А также представим предметы из совершенно уникального фонда – авторской художественной игрушки. Я могу смело сказать, что Новгородский музей теперь является единственным обладателем такой уникальной коллекции - ни один музей в мире вот так комплектно, комплексно авторскую художественную игрушку не собирал.

В коллекции народной игрушки представлено почти 40 стран, все материки Земли, кроме Австралии. Латинская Америка, Африка, все страны Европы, Япония, Китай, Индия, другие азиатские страны – географический спектр удивительно широк.

Мария замечает: так уж сложилось в советском искусствоведении, что есть достаточно большой пласт искусствоведов, культурологов, историков, которые занимались тематикой и коллекционированием русской народной игрушки, но практически нет людей, кто занимался бы зарубежной народной игрушкой. Соответственно, очень мало литературы на русском языке, которая может нам дать эту информацию. В основном, это статьи, опубликованные на базе Музея игрушки в Санкт-Петербурге, который свою первую выставку организовал в 1994 году.

Кроме широкого спектра географического, фонд народной игрушки обладает обширным спектром хронологическим - его границы уходят в период до нашей эры. Экспертиза Эрмитажа подтвердила, что самые старые экспонаты музея датируются II веком до н.э. – III веком н.э. Эксперты дают «зазорчик» в 500 лет, но в любом случае можно считать, что в фонде есть игрушки – ровесники нашей эры. Китайским игровым шарикам 2000 лет.

Народная игрушка музея – из самых различных материалов. Дерево и глина сохраняются лучше. Но в коллекции есть игрушки и из совсем «мало живучих» материалов – перьев, соломы.

Армия Щелкунчиков и Петрушек

Отдельная подколлекция в фонде народной игрушки посвящена театру.

- Я вам показываю индийскую танцевальную марионетку, - Мария берёт в руки полуметровую куклу. -  Игрушке лет 50. Почему можем это утверждать? В Индии есть традиция: каждый новый хозяин театральной куклы (они никогда не выбрасывались, реставрировались, ремонтировались, передавались из поколения в поколение) надевал на неё новую юбочку. У нашей марионетки мы насчитаем три юбочки. То есть, у этой куклы, не считая нас и тех коллекционеров, от которых она попала в Музей игрушки, было три реальных хозяина, и они этой куклой реально играли – она участвовала в театральных представлениях.

НГОМЗ, Музей игрушки

- А вот китайская перчаточная кукла, примерно того же времени – середины XX века, - наш экскурсовод бережно укладывает индийскую танцовщицу и берёт в руки очередную игрушку. - Видите, какой у нас роскошный китаец, какая у него роскошная одежда, возможно, это персонаж Пекинской оперы. Мы гордимся своей коллекцией народной игрушки, потому что мы живём в эпоху сувениров, и очень часто игрушка, которая представляется как народная, оказывается просто сувенирной продукцией. А это вещи аутентичные, в большинстве своём привезены из тех мест, где они родились и бытовали.

Оперный певец из Китая отправляется отдыхать, а на руках у Марии оживают итальянский солдат и немецкий полицейский. Перчаточные куклы – собратья нашего русского Петрушки. Представители немецкого Касперле-театра и театра перчаточных кукол из Неаполя – похожи, да они из такого же перфоманса, как наш Петрушечный театр. Но главное общее у этих двух кукол – каждой из них более 100 лет.  

НГОМЗ, Музей игрушки

А это глиняная копилка-свистулька из Мексики. Такой вид копилки мы вряд ли найдём в России. В нашей культуре свои поверья. Вспомним поговорку: нельзя свистеть дома, а то денег не будет. «Вот и не свистим, констатирует Мария. - Копилка и свистулька для нас предметы расходящиеся. А в Мексике нет».

НГОМЗ, Музей игрушки

На низеньком столике и на стенных полках – маленькая армия Щелкунчиков.

- У нас их целая коллекция, - Мария поглаживает по голове самую большую игрушку. - Они привезены из регионов Тироля, Австрии и из Германии. Вот этот Щелкунчик – классический пример персонажа, которого мы знаем и любим в иллюстрациях к Гофману. Эта кукла из района Эрцгебирге, северо-восточная Германия. Нашему Щелкунчику более 80 лет, он «реально работает», действительно может щёлкать орехи, но сейчас не будем этого делать, всё-таки возраст у него почтенный.

НГОМЗ, Музей игрушки

Среди музейных Щелкунчиков есть и куклы, и собственно щипцы. Музей решил собрать весь спектр предметов, относящихся к этой теме.

НГОМЗ, Музей игрушки

«Всё, что катится и качается» - так неофициально можно обозначить коллекцию музея, в которой собраны разные игрушки на колёсах и качелях. Например, кони-каталки, или кони-качалки. По словам нашей рассказчицы, на самом деле, это не такой уж древний архетип игрушки. Появившийся в XVII веке конь-качалка приобрёл такую популярность, что даже стал символом некоторых авангардных течений XX века. Тем не менее, каталки были известны ещё в эпоху античности - до сих пор находят древние глиняные игрушки на колёсах в детских захоронениях того времени, так же, как и кукол-марионеток.

Барби не виновата

Далее мы знакомимся с индустриальной игрушкой.

- Конечно же, в индустрии повторялись те же самые типы игрушки, которые были популярны в народной, - утверждает Мария. - Индустрия абсолютно точно и быстро реагировала на моду - особенно это заметно в куклах, а также на открытия в области науки и техники. Появился НГОМЗ, Музей игрушкиавтомобиль – буквально через несколько лет появляется первый игрушечный автомобильчик, как его называли – самоходная коляска.  В конце XVIII века появились паровые машины – и всё, в XIX веке для дворянских мальчиков паровая машина – обязательная игрушка. У нас таких три в коллекции. Реакция игрушечного мира на то, что происходит вокруг – моментальна. Игрушечный мир - это отражение жизни, зеркало того, что было. Помните, мы в 70-е годы страстно ругали Барби, говорили, это плохая игрушка. Не надо её ругать, надо ругать нашу культуру, которая эту Барби родила. Фирма Mattel всего лишь отреагировала на ситуацию в нашей жизни.

Представительницей огромной коллекции музейных кукол на пресс-показе стала чудесная немецкая красавица. Пока только она одна переехала на место жительства в Новгород. Она в оригинальном костюме, уточняет Мария, и это большая редкость в кукольном мире конца XIX – начале XX века, куклы той поры в наше время не приходят в оригинальных костюмах, в которых они когда-то продавались. Над нарядом куклы пришлось потрудиться реставратору.

Рядом с куклой – игровой набор «Шпиль Магазин» из Германии, производства 1920 года. Тут целый комплект игр. Сейчас немецкая кукла-красавица смотрит на красочное картонное поле игры «Скачки», где вместо фишек – фигурки всадников, галопирующих жокеев. Такие настольные игры были очень популярны в начале XX века. Каждая семья имела если не набор, то хотя бы одну печатную настольную игру, тем более, что в конце XIX века уже появилась цветная литография, так называемая хромолитография, и игры стали доступны по ценам.

Малевич в птице-крокодиле

- Моя любимая игрушка – авторская, это тема моей диссертации и тема 23 лет моей жизни, - признается Мария чуть позже в отдельном разговоре. -  Я люблю нашу первую музейную подборку, она очень искренняя. В ней нет налёта коммерции.

НГОМЗ, Музей игрушкиА пока она знакомит нас с историей авторской художественной игрушки. Хотя явление это и уходит корнями в Древнюю Грецию - можно вспомнить движущиеся статуи Дедала, но как о явлении в истории культуры о нём говорят лишь в последние лет 35-40. Получается, что основатели питерского Музея игрушки оказались в числе первых, кто понял, что это явление серьёзное и будет развиваться в нашей культуре, которая вся пронизана игрой. В эпохе постмодернизма, убеждена наш гид по выставке, игры больше, чем собственно искусства, и не зря интерпретация становится главным в этом искусстве. Коллекцию музея собирали профессиональные искусствоведы, и музей стал мощной научной базой для исследования этой темы, на его базе были написаны многие диссертации и статьи.  

И всё-таки какова прикладная задача этой коллекции?

Мария рассказывает о выставке по мотивам творчества Сальвадора Дали. Для музея 40 художников из Петербурга и Москвы специально сделали объекты в духе сюрреализма, выставка так и называлась - «Игрушка для Сальвадора», то есть это должна была быть игрушка, которая в качестве подарка понравилась бы самому Дали.

- Многие люди, которые приходили на выставку, возможно, никогда и не слышали о Сальвадоре Дали, не знали, что такое сюрреализм. Но они «общались» с представленными объектами-игрушками. Уходили, возвращались ещё раз. И в итоге покупали книжку о сюрреализме. На самом деле это было таким призом организаторам выставки, когда человек пришёл на выставку, может быть, ненавидя современное искусство, а ушёл, купив книгу о сюрреализме, и прочитал её. 

Кроме того, разве не задача – показать просто классные авторские работы? Многие из них уже переместились в Новгород. В их числе творения НГОМЗ, Музей игрушкихудожников «первой линейки» петербургского, московского современного искусства. Вот и мы смогли полюбоваться конём Виктора Данилова, выставка живописи которого недавно прошла в музее в Новгороде. Это художественное произведение Мария считает просто шедевром. В фонде авторской художественной игрушки представлены три работы Данилова. Это ранние работы, которые всегда ценятся наиболее высоко в творчестве художника.

От необычной разноцветной птицы-крокодила из папье-маше глаз не оторвать.

- Эта игрушка всегда привлекает внимание, - вместе с нами восторгается  Мария. - Видите, здесь московский художник Олег Лукьянов играет всё с теми же символами и брендами XX века: чёрный квадрат Малевича – один из любимых брендов. Вообще, в нашей коллекции, наверно, уже можно сделать подколлекцию - как сегодняшние художники играют с чёрным квадратом Малевича.

Наверно, наш гид права: авторскую игрушку могут сделать только художники, обладающие чувством юмора. Невозможно сделать игрушку, находясь в депрессии, в итоге получится нечто злобное. В игрушке игра должна быть во всём, от начала до конца.

- Мы изучали игру, и соответственно игрушку со всех сторон – как предмет игры, объект, цель, как средство. Могу сказать, что она нас немного меньше интересовала с педагогической точки зрения. Не нужно всё сводить к чистейшей педагогике, например, как научить девочку шить, используя куклу. Всё гораздо сложнее.

Но даже в авторской игрушке используются те же архетипы, что и в народной, - наша мини-экскурсия продолжается, и мы знакомимся с другими авторскими работами.

Мария подносит к губам необычную свистульку, даже можно сказать, свистулю – и раздаётся этакий трубный глас. Преподаватель Мухинского училища, известный керамист Игорь Васильев сделал целую группу игрушек-монстров, которые не свистят, а, как монстры, гудят. В общем, не свистульки получились – а настоящие гудухи.

Среди авторских игрушек есть и каталки. Вот необычная – по виду то ли олень, то ли заяц. Её создал Йозеф Майер, архитектор из Франкфурта. 

Авторские художественные игрушки – вещи уникальные, они созданы профессиональными художниками в единственном экземпляре, не для сувенирных салонов. Как вот эти деревянные карусели Валентины Булыгиной. Игрушке очень много лет, она приехала в Петербург из подмосковного Абрамцева, которое всегда славилось резьбой и росписью по дереву, где издавна делали и игрушки тоже.

А к этому объекту Мария, как она признаётся, испытывает особую любовь.  Когда-то музей задал тему художникам: создать игровые объекты, используя всего лишь три геометрических тела – конус или пирамиду, шар и куб. Один из объектов, «приземлившийся» в музее, называется «Первобытная геометрия». Его сотворила дизайнер из Мухинского училища Ирина Яблочкина. Лохматый куб на курьих ногах сильно напоминает мамонта или избу Бабы-Яги, а ещё есть доисторический круглый зверёк и охотник – треугольник в шкуре на ножках. Охотник преследует зверька, мамонт преследует охотника. Охотник поймал зверька, мамонт съел охотника. Но ведь это сказка – и все герои вновь оживают.

Театр теней и Егор-танцор

Кукольные домики – мечта любой маленькой девочки – тоже порадуют посетителей будущих выставок игрушки в Новгороде. Самый старый из домиков датируется концом XIX века. Мы увидели кукольный дом из ГДР, конца 50-х годов, размером в полметра, с комплектом мебели. В коллекции есть и роскошный, трёхэтажный, дом, приехавший в большом контейнере, также из Германии. А другой, совершенно уникальный русский кукольный дом конца XIX века, требует большой реставрации.

НГОМЗ, Музей игрушкиКстати, собирательство игрушек – дело затратное. Мы поинтересовались, сколько могут стоить сейчас предметы коллекции. Оказалось, что цена трёхэтажного немецкого домика может достигать сегодня 6-10 тысяч евро. А русский дом XIX века, высота которого 1,4 метра, после реставрации будет дороже немецкого. Он уникален, поясняет Мария, потому что традиции изготовления таких домов в России не было. Дети в дворянских семьях играли немецкими и французскими кукольными домиками, если, конечно, семья могла позволить себе такое приобретение - игрушка всегда была дорогим развлечением. Интересно, что в коллекции игрушек царской семьи Николая II есть такой же, как нам показали, небольшой кукольный домик, и потомки им очень гордятся.

- С тех пор, как игрушка стала дорогой на антикварном рынке, её начали подделывать. Ни в коем случае нельзя сейчас покупать дорогие игрушки в Интернете, - предупреждает Мария. – Поэтому я не только передаю фонд в Новгород, но ещё и лекции параллельно читаю, показываю, как отличить подделку от оригинала.

Она подходит к арочному окну, достаёт из планшета какую-то плоскую фигуру – и в её руках, на фоне света в окне, как на экране, начинает двигаться резное чудовище из буйволиной кожи. Театр теней в Россию  пришёл в XIX веке, тогда же он стал дворянским развлечением. У нас он носил название НГОМЗ, Музей игрушки«китайские тени». А в Новгород в коллекции приехал старинный театр теней Ваянг Пурво из Индонезии. Эти чудом сохранившиеся куклы-тени за свою жизнь проделали немалый путь.

- Мы не знаем всех посредников между Индонезией и островом Ява, где уникальные предметы приобрёл коллекционер из США, но к нам, в Музей игрушки, они попали из Германии. Их очень сложно беречь и хранить, - говорит Мария.

Кстати, в Новгороде будет несколько кукольных театров, начиная с бумажных, 1870-х годов. Вот этот, картонный, со сменными декорациями – из Праги, столицы страны театральных марионеток.

Пока сотрудники музея-заповедника освобождают столики для показа игрушек-каталок в движении, Мария ведёт нас к ещё одному экспонату. Это русский деревянный кукольный театр. Интерактивный. Мария берёт в руки бутафорскую балалайку, нам предложено вообразить звуки переборов, а на театральной сцене начинает смешно выбрасывать коленца мужичок-танцор, движимый нитью, протянутой от балалайки. Но прежде чем насладиться представлением, надо прочитать аннотацию на створках домика-театра: «Танцор Егор. Мастер пляски. От Москвы до Аляски. Шёлковой одеждой шуршит, сапожками скрипит, ногами семенит с переборами».

Слон в рестайлинг-традиции

НГОМЗ, Музей игрушкиА на освобождённом пространстве столиков к старту уже готов «Ушастый слон». Его уши – из разрезанной пополам пластиковой каски, нос – водопроводный кран, туловище – чайник. Слон на колёсах, он катится, помахивая своими смешными большими ушами, как крыльями. Таких жестяных игрушек 50-х годов много в коллекции музея.

- Придумали такие игрушки, на самом деле, в бедных странах, в основном африканских, позже латиноамериканских, – рассказывает Мария. - Всё началось с эпохи ралли Дакар-Париж. Приехали первые европейцы, и африканские дети, которые игрушек практически не имели, стали подбирать пачки из-под сигарет, банки из-под пива – то, что оставляли белые. Стали мастерить из них игрушки, а самые сообразительные в начале 80-х стали эти игрушки продавать европейцам - как сувениры. Позже появились заказы на такие игрушки. И рестайлинг-игрушка даже стала отраслью экономики некоторых африканских стран, где целые семьи занимаются изготовлением таких предметов. Такие игрушки сейчас можно купить в европейских музейных шопах, и стоят они не очень дёшево. Наши художники поняли, что рестайлинг-традиция может быть плодотворной для искусства, и сами стали делать игровые объекты, используя бытовые предметы. Вот такими игрушками «играют» серьёзные художники и дизайнеры.

*          *          *

Все мы родом из детства - говорила на презентации нового фонда генеральный директор Новгородского музея-заповедника Наталья Григорьева. Это правда, игра и игрушки сопровождают человека всю его жизнь.НГОМЗ, Музей игрушки

- Нельзя сказать, что экспозиции и выставочные проекты из собраний фонда будут организовываться только для детей, - отметила директор музея. - Это для всех – для родителей, для бабушек и дедушек, для всех, кто воспитывает детей, кто идёт с ними по жизни рядом. Мы жили с игрой и игрушкой всю жизнь, с теплотой смотрим и на советскую игрушку, и на другие уникальные предметы  игрушечного мира. Нам радостно оттого, что мы сегодня можем продлить эту теплоту и радость, передать её нашим детям, всколыхнуть воспоминания взрослых и, конечно, профессионально поработать над этим фондом, который даст новые впечатления и мотивы для исследователей, новые направления для научного изучения, поскольку это тоже глубокая, интересная, настоящая музейная тема.

На вопрос, когда же новгородцы смогут увидеть коллекции игрушек, Наталья Григорьева ответила:

- Это серьёзный фонд. Полагаем, что в течение всего года будет рассматриваться и актуализироваться концепция передачи и экспонирования коллекции. Видимо, в ноябре мы уже сможем сказать, какое количество уникальных предметов смогли принять. Одновременно мы думаем об экспонировании. Летом должны сделать хорошую выставку на длительный период в помещениях Детского музейного центра. Наш древнерусский фонд, археологическая коллекция изобилуют предметами игры и игрушки, и новое фондовое приобретением будет логично с ними связано. Игрушки - это красивая история, которую мы начнём рассказывать в выставочном варианте летом. Надеюсь, что в июне-июле 2017 года мы обязательно презентуем эту выставку.

Конечно, очень бы хотелось видеть в Великом Новгороде свой, настоящий Музей игрушки, расположенный в отдельном здании. Не только новгородцам, но и туристам такой Дом игрушки был бы интересен. Задача эта глобальная, нелёгкая и, конечно, затратная. Ведь недаром Мария Марченко-Мари, передающая коллекции петербургского музея Новгороду, пожелала новгородским коллегам не только успехов, но и денег. Тем не менее, эту глобальную задачу, думается, Новгородский музей-заповедник, приобретающий уникальную коллекцию предметов детского игрушечного мира, может себе не только поставить, но и осуществить. Рассчитывая на всестороннюю поддержку. Такую веху, такой этап  музейного строительства новгородские музейщики не должны обойти.

НГОМЗ, Музей игрушки

Наталья МЕЛКОВА

Фото: Александр КОЧЕВНИК

Поделиться: