«Подельники»

24 марта 2016, 14:00 / 0

Кто есть кто в «дорожном деле» и вела ли «Магистраль» к партии «Единая Россия»

«– Алло…

– Алло… Как дела?

– Нормально, нормально… Фирму решили назвать «Магистраль».

– А почему «Магистраль»?

– А хрен его знает.

– (смех)»

(Из рассекреченных записей телефонных переговоров)

 

Пролог

О «дорожном деле» сказано уже много. Известно – многое. До сей поры, однако, во главу любого повествования ставилась фигура Арнольда Шалмуева, и по сей день сохраняющего пост первого заместителя губернатора области. Что – понятно. Именно он занимал самую высокую должность. Именно он признан следствием и судом организатором преступной группы, в результате деятельности которой ущерб, нанесённый бюджету области, составил более 15 миллионов рублей. Именно он получил самый большой срок лишения свободы: 8 лет и 10 месяцев в исправительной колонии общего режима.

Всем, наверное, известно и о том, что своеобразным прологом к реализации схемы хищения стало отлучение от исполнения многомиллионного контракта «на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог» ЗАО «Трест зелёного хозяйства», возглавляемого Валерием Тяном (расстрелян на улице Великого Новгорода 6 ноября прошлого года, когда «дорожное дело» рассматривалось уже в суде: ни исполнители убийства, ни заказчики по сей день не установлены), и передача контракта ГОУП «Вече», считающемуся «подконтрольным» Шалмуеву предприятием.

Его руководители: директор Олег Орлов и заместитель директора Александр Белов (оба признали вину в инкриминируемых преступлениях) – ныне осуждены тоже. Белов в «общем порядке» (к 4 годам и 6 месяцам лишения свободы), Орлов, заключивший досудебное соглашение с прокуратурой, – в «особом» (к 2 годам и 10 месяцам лишения свободы).

В отношении ещё одного активного участника группы, бывшего начальника ГОКУ «Новгородавтодор» Николая Закалдаева, дело выделено в отдельное производство, которое сейчас находится на стадии судебного следствия. 

Экскурс в историю

Как сошлись их судьбы? Как эти люди нашли друг друга? Об этом раньше говорилось в наименьшей степени. Попытаемся же восполнить пробел.

Но прежде всего: что представляло собой ГОУП «Вече» того периода? Если одной фразой, то это предприятие, созданное для выполнения дорожных работ в области, судя по всему, переживало тогда очень непростые времена.

Уже потому, что между тогдашним руководителем ГОУП «Вече» Татьяной Котовой и человеком, фактически контролирующим деятельность большей части районных ДЭПов Андреем Новожиловым, отношения тоже были непростые. А с учётом того, что Андрей Новожилов приходится зятем Николаю Закалдаеву, - вдвойне сложные.

А теперь – к истокам… Первым предприятием, созданным Новожиловым, которое было бы ориентировано на дорожно-строительную деятельность, стало ООО «Трейд» (в качестве учредителей, правда, выступал не сам Новожилов, а его друзья). В последующее время ООО «Трейд» выкупило доли уставного капитала в размере 40 процентов большинства дорожно-эксплуатационных предприятий области. Оставшиеся 60 процентов в 2011 году принадлежали  ООО «Новгородская дорожная компания» («НДК»), учреждённой никем иным как ГОУП «Вече».

В том же 2011 году приказом тогдашнего директора ГОУП «Вече» Андрей Новожилов был назначен на должность директора ООО «Новгородская дорожная компания». Что означало: фактически он получил контроль над всеми ДЭП области.

А поскольку бразды правления в ГОКУ «Новгородавтодор», выступавшем заказчиком всех госконтрактов на выполнение комплекса дорожных работ были в руках Николая Закалдаева, получалось так, что вся дорожно-строительная деятельность в области становилась «делом семейным».

Что характерно, раньше, до создания ГОУП «Вече», договоры на выполнение дорожных работ заключались непосредственно с ДЭПами, а после его создания все лоты были объединены в один, и контракты уже заключались с ГОУП «Вече». При этом, надо сказать, ГОУП «Вече», как и ГОКУ «Новгородавтодор», тоже не имело ни своего штата рабочих, ни техники. И, по сути, выполняло функции ещё одного посредника. Для выполнения же конкретных дорожных работ с теми же ДЭПами заключались договоры субподряда.

Вскоре после того, как возглавил ООО «Новгородская дорожная компания», Андрей Новожилов привлёк к деятельности вверенного предприятия «знакомого с детства» друга «по Чудову» Константина Бекчева (ныне объявлен в федеральный розыск), он стал техническим директором ООО «НДК».

В декабре 2011 года, однако, Андрей Новожилов был уволен с должности директора ООО «НДК» по причине разногласий с директором ГОУП «Вече» Татьяной Котовой. Позднее был уволен и Бекчев.

Тем не менее, от «дорожного бизнеса» Андрей Новожилов нисколько не устранился, поскольку, будучи фактическим владельцем ООО «Трейд», мог контролировать деятельность всех ДЭПов области, в которых ООО «Трейд» имело доли уставного капитала. 

«Состояние крайней необходимости»

А в марте 2012 года в отношении Андрея Новожилова было возбуждено уголовное дело по статье УК, предусматривающей ответственность за «принуждение к совершению сделки или к отказу от её совершения» (по итогам рассмотрения этого дела, не связанного с «дорожным», в 2013 году был приговорён к 6 годам лишения свободы условно, в «дорожном деле» Андрей Новожилов так и остался в статусе свидетеля: его действия были признаны «обусловленными состоянием крайней необходимости»).

И вот в этот-то сложный для человека период жизни он, по его рассказу и на следствии, и в суде, и оказался в «сфере интересов» Арнольда Шалмуева.

Если воспроизводить показания Новожилова, 18 мая 2012 года, через тестя Николая Закалдаева, Арнольд Шалмуев вызвал его на встречу. Она состоялась в окрестностях Хутынского монастыря. Тогда-то, утверждал Новожилов, он и был посвящён в план «хищения бюджетных денежных средств, выделенных в рамках исполнения госконтракта на содержание и текущий ремонт автодорог». При этом, мол, сам он, Новожилов, был поставлен в ситуацию, когда «нельзя отказать»: Шалмуев был осведомлен об уголовном деле и (опять же, только по показаниям Новожилова) обещал «решить вопросы» с его прекращением. В суде из уст Новожилова ещё раз прозвучало, какие условия ставил Шалмуев: собрать с подконтрольных ДЭПов 50 миллионов рублей «отката» и выплачивать ежемесячно 300 тысяч рублей «на покушать». И подтверждал, что 600 тысяч «на покушать» передавал Арнольду Александровичу лично, точно так же, лично, передавал часть «отката», но не Шалмуеву, а доверенному лицу «Вадиму из Петербурга» (Вадиму Смирнову – помощнику сенатора Дмитрия Кривицкого), и ещё одну часть всё тому же Вадиму передал Бекчев (общая сумма – 15 миллионов рублей).

И хотя сам Арнольд Шалмуев назвал показания Новожилова враньём, а встречу у Хутынского монастыря – посвящённой вопросам «установления порядка в поделенной между заинтересованными лицами сфере дорожного хозяйства», суд не отверг версию Андрея Новожилова.

 Свои люди

Как рассказывал заключивший досудебное соглашение с прокуратурой Олег Орлов, кстати, один из немногих «привлечённых», кто прошёл ступени «дорожного бизнеса» чуть ли не с самого низа (начинал мастером), предложение возглавить ГОУП «Вече» ему поступило как раз в мае 2012-го.

Он тоже был «своим» человеком. Но, в первую очередь, для «уже находившегося в обойме» (в прошлом, кстати, сотрудник чудовской ГИБДД) Александра Белова: вместе учились в НовГУ, вместе играли в футбол, «с 1997 года поддерживали дружеские отношения». 

Когда Белов был назначен на должность генерального директора ООО «Трейд», он предложил Орлову перейти в «систему ДЭП». Сначала друг был трудоустроен в должности главного инженера чудовского ДЭП, потом стал директором ООО «Солецкое ДЭП». А после того как прежний директор ГОУП «Вече», Татьяна Котова, была-таки уволена с должности (по собственному желанию, разумеется), с 21 мая 2012 года занял освободившуюся вакансию. В суде объяснял, что ещё в период предварительных переговоров ему было поставлено условие: назначить первым заместителем своего друга – Белова, который должен был уволиться с должности директора ООО «Трейд».

Так и было сделано, потому как «против кандидатуры Белова А.Н. никаких возражений не имел». В июне 2012 года состоялась и ещё одна кадровая перестановка: в семи районных ДЭП директора были переведены на должности «директоров по производству».

Директором же этих семи точек, разбросанных по карте области на расстояния, изрядно превышающие сто километров, стал один человек, причём не имевший ранее никакого касательства к «дорожной сфере»: бывший сотрудник полиции Егор Назаров. Главное его достоинство заключалось в том, что его дружеские отношения с одним из «центровых» в той ситуации людей, Беловым, измерялась периодом чуть ли не в двадцать лет.

Из полиции Назаров уволился в начале июня 2012 года. Сразу после этого был назначен директором четырёх ДЭП, чуть позднее – ещё трёх. Как позднее вспоминали работники тех ДЭП, на рабочем месте (рабочих местах) новый директор появлялся «крайне редко»: да и то понятно, если учесть расстояния между точками.

Можно предположить, что основной задачей нового многопрофильного директора было не руководство работой вверенных ему предприятий, а «встраивание» их в хорошо продуманную схему хищения. Уже приступив к исполнению обязанностей, Назаров присутствовал в офисе ООО «Магистраль» (организация, созданная в апреле 2012 года, призванная сыграть важную роль в реализации задуманной схемы, директорствовать в которой было поручено всё тому же Константину Бекчеву), в исторический день проведения аукциона (18 июня), где собралось множество заинтересованных лиц, активно «болевших» за победу ГОУП «Вече».

Когда стало ясно, что победил «Трест зелёного хозяйства», ему, как руководителю ДЭП, старшими товарищами было дано указание не заключать с предприятием Валерия Тяна договоры субподряда.

А когда «всё стало на свои места» и «Трест зелёного хозяйства» был отлучён от исполнения контракта, началась «нормальная работа» с ГОУП «Вече». Как впоследствии пояснял Егор Назаров, он понял, что часть денег, поступивших в ДЭПы из ГОУП «Вече» и предназначенные на оплату субподрядных работ, должна быть переведена в ООО «Магистраль», с которым, в свою очередь, были заключены договоры поставок, а также договоры «на оказание юридических и бухгалтерских услуг». Но… Как пояснял в ходе следствия Егор Назаров, «денежные средства перечислялись на расчетный счёт ООО «Магистраль» для оплаты материалов, которые на самом деле не поставлялись (битум, щебень, соль и другие). Оформлялись документы по поставкам, подложные счета-фактуры, счета, накладные, товарно-транспортные накладные… ООО «Магистраль» в ДЭПы ничего не поставляло, услуг не оказывало, для целей исполнения договоров субподряда приходилось искать материал самостоятельно».

По такой схеме работали не только ДЭПы, возглавляемые Назаровым, но и все другие, подконтрольные Новожилову, которого, кстати, вопреки обещаниям Шалмуева, в сентябре 2012 года таки арестовали.

Качество ремонтных работ было, конечно, неудовлетворительным, но вот это-то заботило меньше всего: ведь и работы принимали, и акты подписывали всё те же «свои люди», вовлечённые в «общее дело», в частности, бывший первый заместитель начальника ГОКУ «Новгородавтодор» Георгий Вишняков (приговорён к 3 годам и 8 месяцам лишения свободы) или бывший эксперт ГОКУ «Новгородавтодор» Вячеслав Самойлов (приговорён к 3 годам и 8 месяцам лишения свободы условно). 

Жизнь заставила…

Первым, кто согласился раскрыть некоторые тайны хитромудрой схемы, стал Егор Назаров. К этому, впрочем, его подтолкнули… Известно, что на рубеже 2012-13 годов по отношению к нему резко повысились требования. В частности, в конце января 2013 года в помещении ГОУП «Вече» у него состоялся разговор с Беловым и Орловым, и они потребовали собрать с ДЭПов 510 тысяч рублей «в счёт участия в схеме хищения денежных средств». Не вдаваясь в подробности этого «сбора», скажем лишь, что эту сумму Назаров получил (в том числе и под видом «материальной помощи на лечение» - 350 тыс. руб.). А 1 февраля на парковке у кафе «Причал» отдал эти деньги Орлову и Белову, чтобы те передали их – «дальше» (по показания Орлова, «дальше» эту сумму он передал Закалдаеву, самому из тех денег «перепало» 30 тысяч рублей). «Сбор» этих денег был связан с определёнными проблемами.

Кроме того, директор ДЭПов был обложен своеобразной данью в пользу первого заместителя начальника ГОКУ «Новгородавтодор» Георгия Вишнякова – «за приёмку выполненных работ без каких-либо проблем». Первый из этих «траншей» (35 тысяч рублей), по показаниям Назарова, он передал Вишнякову 19 октября 2012 года в ресторане «Россия» – во время торжеств, посвящённых профессиональному празднику «Работника дорожного хозяйства».

В конечном итоге, то ли почувствовав, сколь тяжела ноша, то ли узнав об оперативно-розыскных мероприятиях, уже вовсю проводившихся полицией, в феврале 2013 года Егор Назаров туда и пришёл – в полицию. И рассказал обо всём, что знал… А потом согласился принять участие в ОРМ.

 Дважды, в ходе этих мероприятий, с использованием видеозаписи, полицейские фиксировали факты передачи взяток.

Вторая из «передач» пришлась на 1 апреля.

А уже 2 апреля всю область (да и всю Россию) облетела весть о том, что в новгородском Доме Советов проводятся обыски, о том, что по подозрению в совершении коррупционных преступлений задержан первый заместитель губернатора Арнольд Шалмуев.

 «Солидарно взысканная сумма»

Тогда «информационное сопровождение» ЧП напоминало снежный ком. И если местные СМИ упоминали о «предположительно похищенных» 30 миллионах, то федеральные, в стремлении перещеголять друг друга в разоблачительном порыве, говорили о суммах, в десятки раз превышающих изначальную. Там же, в центре, кто-то пустил «пулю» об «отторжении» от государственного контракта «независимого предпринимателя Тяна» - «группой Кравченко».

Забавно сейчас читать те «горячие» новости, пересматривать те «горячие» телесюжеты.

И всё-таки, не отнимешь, за истекшие почти три года «цифры ущерба» претерпели значительные изменения. С чем это связано?

Комментирует государственный обвинитель Георгий Жуков:

– Первая официально названная цифра – около 22 миллионов рублей ущерба. Такая сумма была указана по итогам проведения комплексной бухгалтерской экспертизы, когда, с истребованием документации всех вовлечённых в процесс организаций и предприятий, был проведён её полный анализ. Позднее, однако, в тех расчётах были выявлены арифметические ошибки. Это одна из причин уменьшения вменённой суммы. Большая часть денежных средств, признанных судом похищенными, связана с деятельностью ООО «Магистраль». Как уже говорилось, между районными ДЭПами и этой организацией были заключены не только договоры поставок, но и договоры «на оказание бухгалтерских и юридических услуг». И если с последними было проще (практически все свидетели утверждали, что подобных услуг не было вообще, а их оплата – наличествовала), то с поставками всё намного сложнее: во всяком случае, до лета 2012 года ООО «Магистраль» занималась этим видом деятельности, выполняя, по сути, функции ещё одного посредника: между реальными поставщиками товаров и ДЭПами. В ходе судебного следствия мы исследовали практически все задокументированные сделки с участием ООО «Магистраль». Во-первых, выяснилось, что по многим указанным в документах поставкам вообще нет документов, подтверждающих сам факт таких поставок. Другие поставки, подтверждённые как бы документами, тоже не оставляли сомнений относительно их фиктивности. В некоторых, например, товарно-транспортных накладных значились автомобили, которые, по данным ГИБДД, просто не существовали. Был и откровенно забавный эпизод: в документах одного из ДЭП был указан автомобиль, чьё существование подтверждалось Госавтоинспекцией. Но, по её базе, это – «Форд-Транзит», фургон, который физически не может перевезти 15  тонн битума, фигурировавшие в документе. 

В то же время, например, органом предварительного следствия фиктивной была признана поставка бензина в Хвойнинский ДЭП. Но, изучив документы, мы убедились, что в накладной в качестве поставщика указана не фирма-однодневка, а реально существующая компания из Чудова. При этом номер автомобиля, по сведениям ГИБДД, соответствовал номеру именно бензовоза.

То есть все те факты, которые вызывали сомнения в фиктивности поставок, были исключены из объёма обвинения, чего, собственно, и требуют нормы уголовно-процессуального закона. Отсюда и изменения в сторону уменьшения размера хищения.

– По материалам дела, «обналичивал» деньги от ООО «Магистраль» либо директор Константин Бекчев (находится в розыске), либо исполнительный директор Алексей Тутыкин (приговорён к 5 годам лишения свободы). Как Тутыкин объяснял: на какие цели он «снимал» деньги?

– Фактически ушёл от ответа, утверждая, что он лишь выполнял указания Бекчева. Последнему, к сожалению, этот вопрос задать пока невозможно.

…Впереди – апелляционное рассмотрение дела. Насколько известно, никто из осуждённых (за исключением разве что Белова, признавшего свою вину) признавать себя побеждённым не намерен.

Алексей КОРЯКОВ

Фото автора

Поделиться: