Хроника пикирующего бомбардировщика

Раскрыты подробности последнего вылета Пе-2, сбитого немцами ровно 75 лет назад над поддорским болотом.

Белые плиты военного мемориала «Кривовицы» за деревьями, укрытыми снегом, зимой с дороги практически не различимы. На большой скорости промчишься и не заметишь. Но 23 февраля, когда всенародно отмечался День защитника Отечества, возле них, несмотря на двадцатиградусный мороз, было непривычно суетливо – шла подготовка к церемонии открытия памятного знака экипажу пикирующего бомбардировщика Пе-2 804-го бомбардировочного авиационного полка Северо-Западного фронта, не вернувшегося с боевого задания 27 февраля 1943 года.

Создан памятник по инициативе и на средства поисковиков двух новгородских отрядов «Скиф» и «Сокол».

Как только с двухметровой стелы из чёрного гранита скинут покрывало, все скажут торжественные речи, батюшка пропоёт «Вечную память», размахивая дымящимся кадилом, а полицейские произведут салют из автоматов, поисковики отправятся к месту крушения «пешки». В пятиметровой воронке на болоте Ястребец, образовавшейся от падения самолёта и полноводной весной превращающейся в небольшое озерцо, они рассчитывают найти новые военные артефакты. В этой истории пока не получается поставить точку.

«Сокол» - «соколу»

Первыми предположение о том, что в болоте буквально в 3,5 километрах от трассы на Холм могут быть обломки советского самолёта времён Великой Отечественной войны, высказали старорусские поисковики ещё в 2010 году. Им, в свою очередь, об обнаруженных кусках алюминия, как это часто бывает, рассказал кто-то из местных жителей.

Но на разведку на Ястребец отправились бойцы новгородского поискового отряда «Сокол», имевшего необходимую технику для поднятия самолётов. Впрочем, на месте быстро стало понятно, что двигатель машины кем-то уже вывезен. Провернуть это дело без гусеничного тягача, по словам командира «соколят» Игоря Куна, было невозможно. Как говорится, кто так поступил, - Бог ему судья.

Благодаря фрагментам самолёта, на которых был читаемый номер, и исследовательской работе в архивах Министерства обороны удалось выяснить тип самолёта, дату его последнего вылета и установить имена экипажа. Это были пилот Александр Соболев, стрелок-бомбардир Иван Буравец и стрелок-радист Иван Дудин. Лётчики участвовали в наступательной операции «Полярная звезда», одной из целей которой была ликвидация противника в Демянском котле.

– В тот день Пе-2 бомбил артиллерийские позиции немцев у деревни Жуково. На базу возвращался в составе эскадрильи из девяти самолётов. Скорее всего, из-за неопытности экипажа бомбардировщик, как написано в донесении, отстал примерно на 200 метров. И этим воспользовался немецкий истребитель ФВ-190, сумевший подойти очень близко и сбить наш самолёт, – рассказал Игорь Викторович.

Пожалуй, самой ценной находкой для поисковиков оказался небольшой фрагмент фюзеляжа, на котором красной краской было выведено - «сокол». В нём они увидели знак: «Сокол» придёт на помощь «соколу». Возможно, был в этом и символ, подтверждающий их правоту. А доказывать её, кстати, пришлось даже в суде. Именно из-за этой самой «пешки» Игорю Куну, руководителю первого поискового отряда в стране, образовавшегося 50 лет назад, грозило наказание за административное правонарушение: отправился на раскопки без разрешения Министерства культуры, что запротоколировали на болоте вовремя подоспевшие сотрудники полиции и ФСБ. За всю многолетнюю историю поисковой экспедиции «Долина» подобное произошло впервые...

Два Ивана

– Портрет Ванечки висел в доме нашей прабабушки на Кубани. Она рассказывала, что на фронт он ушёл, когда ему было 19 лет. Погиб, разбился на самолёте. В памяти всплывает, что говорили про Демянск. Ваня – всегда был членом нашей семьи, – поделился Сергей Акопян, родственник старшего сержанта Ивана Буравца. Вместе с сыном он приехал из Москвы на открытие памятника. К слову, с поисковиками дружит уже шесть лет. И вместе с ними не один раз выходил, чтобы поднять фрагменты «пешки».

Иван Буравец был самым молодым в экипаже. В одном из писем матери он сообщит о своих опасениях: как же он будет летать на Пе, если его учили летать на совсем другом самолёте?

При поднятии самолётов всегда остаётся открытым вопрос: как именно приняли смерть лётчики? В случае с поддорским Пе-2 поисковиков к его разгадке подтолкнуло сочинение школьника из Нижегородской области – Ильи Радостина, правнука Ивана Ильича Дудина.

Поисковикам было известно, что Дудин выпрыгнул с парашютом и остался жив. Но подробностей о его дальнейшей судьбе они не знали. Иван Ильич был взят в плен и вывезен в концлагерь в Польшу. Трижды бежал, но каждый раз его ловили и отвозили в другие лагеря. В 1944 году был освобождён американцами, но сумел вернуться в армию. Продолжал воевать рядовым пехотинцем, дошёл до Одера. Умер в 1977 году.

– Сын подготовил доклад «Герой моей семьи». Расспросили бабушку. Нашли пару старых фотографий деда, похоронку на него, где было написано: «проявив доблесть, мужество и геройство, погиб, похоронен...». Как же были удивлены родные, когда он вернулся домой! Доклад так понравился учительнице, что она разместила его презентацию в Интернете. А в конце прошлого года со мной связался член поискового отряда Андрей Хитущенко и рассказал о том, что найден самолёт, на котором воевал мой дед. Пригласил на открытие памятника, – пояснил Алексей Радостин.

Мужчина признался: сомнений, где и как его семья отметит 23 февраля, не было. С супругой и двумя сыновьями поехали в путешествие из Нижнего Новгорода до Великого.

Экипаж машины боевой

По воспоминаниям Дудина, которые пересказали Радостины поисковикам, он, когда загорелся самолёт, выпрыгнул вместе с Буравцом. Оба сильно обгорели, но младший Иван был ещё и серьёзно ранен в ногу. Фашисты его расстреляли на месте. Старший Иван сумел доковылять самостоятельно до ближайшей деревни, где ему оказали медицинскую помощь. Останки Соболева так и лежат в трясине. Но опять же подтвердить эту версию или опровергнуть можно будет после того, как полностью будет вычищена воронка. Сделать это непросто, бывает, что даже техника бесполезна – металлические крюки разгибались под тяжестью находящихся на глубине стволов деревьев. Вот и в этот раз поисковую работу провели вручную.

Новгородские поисковые отряды – сборные, есть в них и москвичи, и питерцы. Почему едут в наши леса и болота, когда и под столицами шли не менее ожесточенные бои, и там тоже множество мест для поиска павших воинов? Отвечают, что подкупает коллектив, он - настоящий.

Подготовкой эскизов памятного знака Пе-2 занимался Андрей Хитущенко, предприниматель из Санкт-Петербурга с десятилетним стажем поисковика. Буквально в последний момент перед тем, как мастера приступили к изготовлению стелы, Андрей получил фотокарточку пилота Соболева. Спустя 75 лет экипаж снова воссоединится, пусть и на мемориальном камне.

– Найти в военном архиве учётно-послужную карточку Александра Соболева стало большой удачей. Поскольку на сержантов, как правило, они не заводились. Карточка сопровождалась его фотографией, и теперь мы знаем, как он выглядел. Иначе на памятнике было бы лишь два портрета, – сообщил Андрей. – Поиск родственников Соболева продолжается. У него была жена, он родился в Коломне. До войны работал на Тамбовском вагоноремонтном заводе, жил вместе с супругой в его бараках, и по этому адресу найти его родственников не представляется возможным. Надеемся выйти на его родственников через архивы в Коломне.

Война всё ещё рядом

Война напоминает о себе в неожиданных и, к счастью, не всегда страшных находках. В Поддорье завершается история найденного в огороде ордена Красной Звезды. «Долина» помогла сотрудникам местного краеведческого музея оперативно выяснить через архивы, кому он принадлежал. Боевую награду Миценко Николая Матвеевича, проживавшего некоторое время в посёлке, передадут его дочери в Великом Новгороде.

Война остаётся рядом. Она – в траншеях, в немецких дотах, на которые натыкаешься в лесах, в обломках сбитых самолётах, в останках красноармейцах. «Кривовицы» – лишь мемориал 4-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. На его плитах обозначен списочный состав бойцов. А сами братские могилы, в которых, по приблизительным подсчётам, лежат около 4 тыс. человек, находятся не здесь. «Они там, по другую сторону дороги, – машет рукой Игорь Кун. – Некоторых из бойцов мы уже поднимали, их нужно перезахоронить. Как только там начнётся лесозаготовка, все кости перемешают. Так уже было у Спасской Полисти».

Финал в поисковой работе навряд ли когда-нибудь наступит.

Анна МЕЛЬНИКОВА

Фото автора и из архива Игоря КУНА

Поделиться: