"Божедомка" на Филимошкиной горке

25 августа 2016, 18:57 / 0

Холмистые возвышенности в окрестностях Новгорода часто носят удивительно мелодичные, звучные и говорящие имена — Синичья горка, Красная горка, Лисичья горка, Журавья горка... Как правило, на таких «горках» воздвигались храмы и обустраивались монастыри.

Небольшое повышение над поймой приблизительно в 800 м южнее Рождественского кладбища имеет одно из самых красивых среди местных названий — Соколья горка. От вала окольного города, «противу Лубяницы», оно расположено на расстоянии около одного километра. Над поймой горка возвышается не более чем на 4 м. При большом весеннем половодье из воды поднимается только её макушка.

В 1389 г. вместе с постройкой деревянной церкви на горке был основан Никольский Сокольницкий монастырь. В начале XVIII в. в монастыре находилось три храма: каменные Николая Чудотворца и Воскресения Христова и деревянный Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Во время последних раскопок на Сокольей горке в начале нынешнего столетия удалось обнаружить остатки двух каменных построек. Ранняя из них, от которой сохранился пол из известняковых плит и остатки оснований двух столбов, отнесена к середине — второй половине XV в. Более позднее сооружение возводилось где-то во второй половине XVII – начале XVIII в.

АлфановыИзвестность Никольскому монастырю принесло обретение и последующее погребение на Сокольей горке мощей Сокольницких чудотворцев братьев Алфановых. «Сказание о явлении святых мощей преподобных и богоносных отец наших Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исакия, Новгородских чюдотворцев, нарицаемых Алфановых, единородных братий во плоти» было создано в начале XVII в. Сказание повествует об обретении мощей братьев за алтарем церкви Николая, с описанием многочисленных чудес, совершившихся от святых мощей.

После церковной реформы Екатерины II 1764 г. и секуляризации монастырских земель женская обитель на Сокольей горке была причислена к 3-му классу. В 1775 г. монастырь постиг опустошительный пожар, от последствий которого он уже не оправился. Монахини были переведены сначала в Рождественский Михалицкий, а затем в Свято-Духов монастырь. Позднее его постройки были разобраны на строительный материал, использовавшийся при сооружении ограды Антониева монастыря. Мощи братьев Алфановых перенесли в придел Рождественского собора этой обители. В Новгородском музее с 2002 г. экспонируется отреставрированная икона с изображением братьев Алфановых — надгробный образ чудотворцев из Сокольницкого монастыря, созданный в 1701 г.

Вероятно, к середине XIX в. за Сокольей горкой укрепилось новое название — Филимошкина горка или, попросту, Филимошка. О причинах появления такого названия находим сведения у В.С. Передольского: «На Сокольей горе появился в первой половине нынешнего столетия и долго существовал заезжий двор, создавший нехорошую славу воровского притона и места дикого разгула и разврата. Содержатель двора был Филимон, покончивший свои похождения, как говорят, в сибирских тундрах, по судебному приговору...» Как видно, сведений о Филимоне крайне мало, а вот нехорошая память о нем сохранилась среди новгородцев. В народе его именем прозвали бывшую Соколью горку, с исчезновением монастыря забывая о древнем её наименовании. Новый топоним бытовал на протяжении почти ста лет. Любопытно, что в воспоминаниях англичанки Марты Вильмонт, проживавшей несколько лет в подмосковном имении Е.Р. Дашковой, о кратком посещении Новгорода в октябре 1808 г. приведены следующие строки: «Нас обрадовали известием, что в окрестностях Новгорода, куда мы должны приехать к вечеру, бродит шайка разбойников — дезертиров из ополчения».

Между тем, даже в середине 1920-х гг. статью о раскопках на месте бывшего монастыря в местной газете «Звезда» озаглавили «На Филимошкиной горке», ни разу не упомянув древнего названия места. В августе 1925 г. специально созданная комиссия Новгородского губернского музея обследовала обнаруженный местными жителями «провал» на Филимошкиной горке. На месте «провала» произвели раскопки. Выяснилось, что проседание почвы произошло в результате обрушения свода небольшого подземного сооружения (длиной 233 см, шириной 122см), сложенного из кирпича. С восточной стороны раскопа сохранились остатки кирпичного свода. По размеру и форме кирпичей, их составу и характеру кладки специалисты музея отнесли возраст сооружения к XVII в.

На дне раскопа были обнаружены разрозненные человеческие кости. Обрушившееся и раскопанное сооружение определили как могильный склеп с погребением женщины.

К окончанию раскопок на горке появилась ребятня с близ лежащих городских улиц. Оказалось, что до музейных работников подростки успели провести собственное «обследование» провала, слазив внутрь склепа и обнаружив среди осыпавшейся земли, кирпичей и полусгнивших досок кости ног и ручки от гроба. Со слов ребят, последние забрал с собой «Шурка Калинин с Николаевской улицы».

Наверное, первым, проводившим археологические работы на Сокольей горке, был В.С. Передольский. Им были заложены три пробные ямы «до глубины свыше двух с половиною аршин». Новгородский краевед обнаружил в шурфах на холме следы жизнедеятельности первобытного человека. В частности, имевшиеся в разрезах тонкие слои мелких раковин пресноводных моллюсков вида Unio lateralis, он считал известковым сырьем для выделки и дублении шкур для «насельников» каменного века.

Новгород Соколья горкаВ летописной записи за 1230 г., когда из-за неурожая по причине неблагоприятных погодных условий от страшного голода погибло большое количество новгородцев, говорится об устройстве нескольких общих могил. Одну из «скудельниц» устроили «на Колене, за святым Рождеством». Место это располагалось между Сокольей горкой и тогда еще деревянным храмом Рождества Христова. На местности оно слабо выражено удлиненным повышением, вытянутым в юго-восточном направлении. Своё наименование — Колено — это место могло получить из-за чуть изогнутой в плане формы повышения рельефа или поворота проходящей рядом дороги. Но более убедительным кажется предположение, что происхождение топонима связано с поворотом Малого Волховца (Левошни) или крутого изгиба расположенного за кладбищем ручья Грязный. В конце XIX – начале XX в. место не имело особого названия, тогдашние жители города именовали его просто «горушкой».

На двух репликах шведского плана 1611 г. от башни Окольного города в сторону Сокольницкого монастыря показана дорога, идущая вдоль Тарасовца на некотором удалении от протоки. Дорога начиналась от проезжей каменной четырехугольной Рогатицкой башни Окольного города. На одном из планов дорога от Сокольей горки продолжается до Рождественского монастыря. В пользу существования последней (мимо «божедомки») указывает и ландшафт: на низкой пойме под дороги использовались редкие возвышенные участки.

В. С. Передольский отводил этому месту роль новгородской «божедомки». Вот что писал исследователь в своей работе «Новгородские древности»: «При Рождественской церкви был с незапамятных времен «Божий дом», учреждение местное, основанное еще в языческие времена — сюда доставляли всех, находимых на улицах, на площадях и на берегу мертвецов, безродных, незнаемых <...> здесь они оставлялись непогребёнными некоторое время — для опознания, а затем их зарывали в одном, отводимом на каждый год месте, называемом «Божедомок» - без отпевания, по неизвестности какую веру исповедовал усопший. Здесь же зарывали и казнённых <...>». Передольский отмечал, что если в другие скудельницы Новгорода, устроенные во время моровых бедствий, захоронений впоследствии не делалось, то «божедомки у Рождества населялись ежегодно».

По мнению Василия Степановича, даже «князья-мученики» Долгорукие, казнённые в 1739 г., были погребены именно на «Колоне» (так по прочтению летописи самим Передольским называлось описываемое место и глава, посвященная ему). Один раз в год, «в четверг перед Троицей», к «Божедомке» совершался крестный ход, где новгородский владыка «отправлял поминовение по всем здесь когда-либо погребенным и отпевал похороненных» в прошедший год.

В 1768 г. на месте казни князей Долгоруковых женой одного из них, Натальей Борисовной Долгоруковой, была сооружена южнее храма Рождества Христова церковь Николая Чудотворца, и устроен «убогий дом». Считать буквально, что место для строительства церкви Долгоруковой было выбрано точно «над телом мужа ея», наверно, не стоит. Скорее всего, сооружение нового храма на холме недалеко от Рождественского было вызвано, главным образом, желанием обезопасить Никольский храм от паводковых вод. А устройство «убогого дома» здесь, по мнению автора, опиралось на уже сложившуюся среди новгородцев традицию хоронить тела «безродных» и «незнаемых» вблизи монастырского холма на повышенном участке поймы, «на Колене».

Божедомки (Божии или убогии дома, скудельницы) обычно устраивались вне городов, на возвышенных местах и представляли собой сооружения вроде сараев или навесов с глубокими ямами. Неотпетые тела «невольных покойников» складывали в ямы и оставляли до семика - седьмого четверга после Пасхи (то же, что четверг перед Троицей) или до Покрова, когда церковнослужители совершали общую панихиду, а горожане «провожали скудельницу». Тогда же эти ямы с телами засыпались, и выкапывались новые.

На шведском плане 1611 г. между Сокольницким монастырем и валом Окольного города изображено протяжённое сооружение с перпендикулярно пристроенным к его середине корпусом. Надпись к постройке: «Место, где вешают разбойников». Вот несколько штрихов к описанию процесса казни в Новгороде из записок Франциска Гундулича, члена посольства, отправленного в 1655 г. в Россию императором Фердинандом III: «Осуждённого к повешению ведут не связанным, и всякий при встрече с ним даёт ему восковые свечи, которые он несет в руках до места казни, где палач обматывает ему вокруг шеи один конец веревки, а другой конец перебрасывает через верхнюю перекладину и без помощи лестницы сам поднимает его руками». С учётом имеющихся сведений о казни Долгоруковых на Красном поле, по мнению В. Л. Янина, место казней, по-видимому, и в XVIII в. оставалось традиционным.

В упомянутой выше статье из газеты «Звезда», со ссылкой на «шведский план Стокгольмского военного архива», указывалось, что напротив горки на возвышении городского вала в 1611 г. был «каземат с высокой башней». В каземате содержались разбойники, приговоренные к повешению. Там их якобы и вешали. Самый высокий участок вала в этой его части соответствует местоположению бывшей каменной Рогатицкой башни. Таким образом, факты и легенды о нахождении вблизи Сокольего монастыря места казни, незначительно разнясь в определении его пространственного положения, устойчиво бытовали на протяжении длительного исторического периода.

Стоит отметить, что и Соколья горка, и так называемая «божедомка» географически находились в пределах территории Красного поля. К Красному полю условно относилась местность, прилегающая с внешней стороны городского вала к территории Плотницкого конца средневекового Новгорода. Канал, идущий от лодочной станции у вала к Малому Волховцу мимо Рождественского кладбища, был прокопан только в середине 1950-х гг., после засыпки Федоровского ручья и постройки участка московского шоссе, а ранее равнинное пойменное пространство поля ничем не было разделено вплоть до ручья Грязного и протоки Тарасовец.

К сожалению, в наши дни не все слышали о Сокольей горке, не многие знают, где она находится, а новгородская «божедомка» и топоним «Филимошкина горка» забыты вовсе... 

Александр КИРИЛЛОВ

 

Поделиться: