Вместе с самоотверженными

24 апреля 2017, 14:49 / 0

Поисковики «Долины» провели специальную экспедицию к месту падения советского штурмовика ИЛ-2. К ним присоединился врио губернатора.

О найденных в лесу в районе деревни Починок Демянского района фрагментах самолета поисковикам отряда «Находка» экспедиции «Долина» сообщили лесозаготовители. Недалеко от выделенной им делянки они обнаружили достаточно хорошо сохранившиеся фрагменты боевого самолета: лонжероны крыльев и бронекапсулу кабины. Прошлой зимой поисковики провели две разведывательные экспедиции, но удалось разыскать место падения самолёта только в марте нынешнего года. Марку машины установили сразу – легендарный советский штурмовик Ил-2 ранней одноместной модели. К сожалению, замёрзший болотистый грунт не позволил тогда предметно обследовать обломки машины.

- Первые две экспедиции завершились безрезультатно из-за высокого снежного покрова, полностью укрывшего самолет, хотя искали тщательно, даже медведя спугнули. Край малонаселенный, лесисто-болотистая местность труднопроходима, много рек, через которые приходилось наводить переправы для ГТТ, - рассказал командир ПО «Находка» Александр Морзунов. – Сохранность конструкции бронекапсулы достаточно редкая, видимо, пилот сумел сесть в болото, а лес вокруг вырос уже после войны.

Радость ценной находки была омрачена тем, что над самолетом когда-то «потрудились» собиратели металлолома. От двигателя остался один только коленвал, с крыльев была содрана вся дюралевая обшивка. Первое обследование кабины показало, что самолет сильно горел, все алюминиевые детали кабины превратились в расплавленные бесформенные слитки.

Для поиска деталей с номером машины надо было ждать более теплой погоды. Поисковиков поддержал врио губернатора Новгородской области Андрей Никитин. Он заинтересовался находкой и принял участие в экспедиции к Ил-2.

Путь к месту падения самолета предстоял долгий, по труднопроходимой местности на расстояние в 15 километров. При посадке на ГТТ Андрей Никитин занял место на «броне». Два часа пути через настоящие буреломы, две форсированные реки. Сухих на «броне» нет, от воды с еловых лап не спасают даже противодождевые куртки. Экспедиция прибыла к месту падения самолета. Среди деревьев из воды торчит бронекапсула и часть лонжеронов крыльев штурмовика. По колено в воде поисковики начинают обследование места щупами. Почти сразу находят одно оторвавшееся при посадке шасси. Тросом цепляют за бронекабину к ГТТ и немного приподнимают всю сохранившуюся конструкцию. В одном крыле показывается авиационная пушка с загнутым от удара стволом, во втором - убранное второе шасси. Тут и находят то, ради чего организовывалась эта экспедиция – сохранившийся кусок дюраля с пластиной номера боевой машины. Болото укрыло этот артефакт от сборщиков металлолома.

Александр Морзунов говорит, что теперь дело за архивными специалистами и историками советской авиации. Они помогут узнать принадлежность боевой машины и установить судьбу ее пилота. Если выясниться, что лётчик не вернулся с боевого вылета, то в мае проведут еще одну экспедицию с целью обнаружения сохранившихся останков пилота.

Еще два часа на обратный путь тем же маршрутом. После экспедиции Андрей Никитин делает запись на своей странице в Фейсбуке: «…Еще раз убедился в том, что наши поисковики - люди самоотверженные и преданные делу».

Игорь СВИНЦОВ

Фото поисковой экспедиции «Долина»

Поделиться: