Сердито, да не дёшево

Один обмолвился о новой структуре управления Новгородской областью, другой разболтал, а всей правды никто не сказал.

ФАКТ:

Избранный губернатор Новгородской области Андрей Никитин провёл 19 сентября свою вторую встречу с руководителями местных СМИ. Это была не пресс-конференция, так что отсутствовали телекамеры, да и стенограмма по договорённости не велась. Удобный, вполне приемлемый для некоторых целей формат, нацеленный не на оповещение публики, а на понимание самими журналистами текущих и предстоящих процессов. Исключение составлял лишь вопрос о новом сенаторе от правительства области – это тоже было оговорено.

Однако уже на следующий день договорённость была нарушена: Сергей Бондаренко, руководитель «АИК» -  холдинга принадлежащих власти СМИ, в своём же, то есть правительственном интернет-издании «53 новости» опубликовал свою корреспонденцию «Дёшево и сердито. Контуры нового областного правительства», в которой прямо указал, что источником информации для него послужила та самая «закрытая встреча с редакторами».

КОММЕНТАРИЙ: 

И вряд ли это – своеволие руководителя холдинга. В нынешней конфигурации власти для такой партизанщины, кажется, места ещё меньше, чем в прежней. Раз публикация благополучно украшает издание до сих пор - значит, на неё было получено «добро».

Следовательно, поступок С. Бондаренко и нам развязывает руки. Теперь мы тоже вправе сказать то, что хотим, по этому поводу.

«Андрей Никитин обмолвился, каким он видит новое правительство региона», - пишет С. Бондаренко. Действительно, А. Никитин заявил, что  намерен разделить властную структуру на сервисную и отраслевую части. То есть будет существовать, по примеру Кремля, администрация – и правительство, состоящее из пяти министерств.

Если это и новация, то весьма относительная. Потому что «сервисная часть»  существовала и раньше и называлась «аппаратом правительства». Как нет ничего нового и в совмещении должностей губернатора и председателя правительства. Предполагается, что у губернатора (как главы губернии, а не правительства) останутся всего два заместителя. Один – замещающий «первое лицо», второй – представляющий интересы области во взаимоотношениях с федеральными структурами.

Правда, в «версии Бондаренко» не всё ясно. Например: чем станет заниматься заместитель тогда, когда само «первое лицо» на месте? Предположить, что в это время оно бьёт баклуши, значило бы подвергнуть сомнению желание избранного губернатора создать более экономную, «дешёвую» систему.

Да и так ли уж она дёшева?  Попробуем разобраться.

В прежней конструкции власти в штате числилось 7 замов губернатора. В нынешней – 2. Зато появляются 5 министров. Они же – заместители председателя правительства – то есть губернатора же. С. Бондаренко нас убеждает, что «эта позиция всё же ниже, чем статус заместителя губернатора». Нас убеждают, а мы не убеждаемся. Ибо А. Никитин уже дважды давал понять, что намерен «повысить статус» руководящих товарищей. Отсюда и «министерские» титулы.

Кстати, и титулы – не новация. Сергей Митин тоже имел такое намерение – в тот начальный период своего правления, когда искал кадры за рубежом губернии и хотел их чем-то заманить. Тогда как раз им был создан Консультативный совет при губернаторе, и этот вопрос был предложен вниманию членов совета. Те единодушно идею раскритиковали: и область-то маленькая, и небогатое население не поймёт мании величия в Доме Советов… Идею губернатор покорно  похоронил. У его сменщика тоже есть Консультативный совет. Но, похоже, на сей раз к совету за экспертной оценкой не обращались.

Министерскому титулу полагается и зарплата повыше. Чай, не дети малые, чтобы носить титул, как шоколадную медаль в золотистой фольге: стимулы должны быть повесомее.

Денег же, как известно, лишних у правительства нет. Да что там «лишних»! Проектируя бюджет, исходили из оптимистических ожиданий, а к концу года остались одни пессимистические: в бюджете образовалась значительная дыра. Президент страны в курсе этого явления и причины: на встрече с вновь избранными региональными главами 20 сентября В. Путин сказал о Новгородчине: «Они получили налоговые поступления будущих периодов, и это создаёт определённые проблемы системного характера» и распорядился помочь. При этом обратился явно уже не только к А. Никитину, но и к прочим присутствующим с наставлением: «Такой способ закрытия текущих дырок путём получения будущих поступлений – он очень спорный: губернатор поменялся – ему что теперь делать? Нужно посерьёзнее. Прошу вас очень внимательно к этому относиться, а Правительство должно за этим внимательно наблюдать, регулировать». Поскольку выборы уже позади, едва ли Москва полностью залатает эту дыру под ватерлинией новгородского корабля федеральным финансовым пластырем. Тем более что безоговорочное утоление новгородской жажды денег снизит воспитательное воздействие состоявшейся беседы на других губернаторов, да и перед выборами-2018 предстоят серьёзные траты на «раздачу пряников» в федеральном масштабе. Не потому ли А. Никитин – используем термин Бондаренко - «обмолвился» о неизбежной экономии средств, для чего потребуется сокращение штатов областной власти.

Надо заметить, существует значительный разрыв в окладах больших начальников и рядовых госслужащих, которые, по сути, тянут на себе рутину правительственной деятельности. Чтобы снова «повысить статус» командного состава, придётся сократить, образно выражаясь, целую роту рядовых исполнителей. Если не батальон.

Рискованное предприятие:  едва ли все эти люди уйдут со службы с песнями и счастливыми улыбками. Скорее уж, они пополнят ряды оппозиционно настроенных. Обиженный бюджетник – это бракованный электорат власти на выборах 2018 года. 

Мы почти уверены, что этого жертвоприношения всё равно окажется недостаточно для того, чтобы и министров удовлетворить, и бюджет не отяготить. Возможно, отсюда и другая «обмолвка» избранного губернатора – об адресной помощи «социально незащищённым» как единственно возможной для нашего бюджета поддержке этой категории граждан.

Раз уж печать молчания сломана правительственным официозом, то придётся упомянуть и об этой обмолвке. И едва ли такая перспектива понравится тем, кто пользуется какими-никакими льготами. А этих людей – уже не рота и не батальон. Их – дивизия. И даже, пожалуй, несколько дивизий.

Сам принцип адресной помощи, безусловно, верен. Только не в наших условиях тотального обнищания населения и лукавой статистики, которая, жонглируя цифрами, отодвигает границу бедности.

Предыдущая команда областных администраторов уже «получила своё» от общественного мнения, когда покусилась на транспортные льготы ветеранов. Остаётся ещё лишить их, ветеранов труда, льготы на коммунальные платежи, и картина недовольства властью будет этим последним мазком завершена.

А что ещё готово правительство пустить под нож? Добавки к пенсиям бывших госслужащих? Отличный способ, «подняв статус» одних своих коллег, втоптать в землю статус других.  А по сути - вообще престижность госслужбы как таковой. После этого долго придётся искать замену для тех, кто уйдёт на заслуженный отдых из сокращённых рядов управленцев. По объявлению, поди, набирать придётся или через службу занятости – из числа тех, кому она не может подыскать место. Тогда вместо умелых и преданных служак придёт знаменитый Федя Косой, который «может снег чистить, кирпичи класть, а может и переводчиком». Или те свежие выпускники вузов, которым не хватило знаний, чтобы быть востребованными в бизнесе. О, это будут эффективные госменеджеры!

В общем, броский заголовок из официоза обманчив. Такая реформа вполне может оказаться - сердитой. А вот дешёвой – разве что в переносном значении этого слова, а не в смысле сбережения средств.

Сергей БРУТМАН

Поделиться: