Сцепление старого с новым

Пока у области нет средств на капремонты дорог. Но уложить качественное покрытие на старый асфальт уже получается.

Заветное слово «впервые»

Когда есть информационный повод, чтобы рассказать о каком-то событии или мероприятии, меня, например, всегда радует, если сообщение можно начать со слова «впервые». Это слово, что ли, значимости придаёт информации, вызывает к ней дополнительный интерес.

Если бы у меня была задача поведать о том, что состоялся пресс-тур по теме развития дорожного хозяйства Новгородской области, куда региональных журналистов пригласили 5 сентября, тут это слово было бы вполне уместно. И не только потому, что новым правительством области был впервые предложен такой формат встречи с журналистами. А потому, что новой командой нового правительства, можно сказать, была открыта новая страница общения с представителями СМИ – непринуждённого, раскованного, незапротоколированного, когда можно было сколько угодно общаться, задавая неограниченное количество вопросов, включая неудобные для чиновников, и получая на них полные ответы.

Александр ДроновОткрыл эту новую страницу новый заместитель губернатора области Александр Дронов, который в течение порядка восьми часов, а это практически рабочий день (отправились мы в поездку, прямо скажем, не с рассветом, но вернулись в Новгород затемно, в одиннадцать вечера) с успехом выступал и в роли ньюсмейкера, и в роли модератора мероприятия. Так что можно было бы даже обойтись без сотрудников пресс-службы правительства, на долю которых всегда приходится «выпасать» журналистов – чтобы не отстали от автобуса, поторапливались на съёмках.

Но моё повествование всё-таки не об этом, а о том, что же мы, проделав путь от Великого Новгорода до села Мошенское, увидели и что поняли о дорогах области, особенно – о ремонте автодороги Крестцы – Окуловка – Боровичи.

Рассказывая об организации ремонтных работ на этом участке, я, пожалуй, несколько сюжетов вполне  могла бы начать со слова «впервые». И это объективно.

Впервые за долгие годы, а может и за десятилетия, к ремонту дороги в области предпринят комплексный подход. То есть, помимо ремонта верхнего слоя покрытия предусматривается укрепление обочин, расчистка от кустарника и мелколесья полосы отвода, её планировка, кроме того, устройство в необходимых местах тросового и металлического барьерного ограждения вдоль трассы, а также организация элементов безопасности дорожного движения – дорожных знаков, разметки, указателей.

Далее. Не новшество в дорожном строительстве, но у нас впервые подрядная организация использует для дорожного покрытия ЩМА-15 - щебёночно-мастичный асфальтобетон особой прочности, в составе которого до 70 процентов щебня габбродиабаза 1400 (это крутая прочностная характеристика наполнителя). Такое покрытие - практически бронирующий слой на автодороге. С таким щебёночно-мастичным асфальтобетоном работают дорожники в Москве, Петербурге.

Что ещё? Пожалуй, стоит упомянуть использование современной техники. Например, впервые в нашей области для приведения в порядок полос отвода применяются мульчерные экскаваторы. Раньше для вырубки разросшихся вдоль дороги кустарников и мелких деревьев приглашались лесорубы (а, судя по тому, в каком запущенном, далёком от нормативного, состоянии находятся полосы отвода вдоль всех дорог в области, можно догадаться, что и таким способом работы проводились совсем не эффективно или вовсе не проводились). На смену ручной рубке и бензопилам пришёл мульчер, который перемалывает в щепу кустарник и мелколесье с диаметром деревьев до 20 сантиметров.   

3D-нивелирование

Мы толчёмся у автобусной остановки на обочине у поворота с трассы М-10 из Крестец на Окуловку. Поджидаем вице-губернатора Александра Дронова и сопровождающих его чиновников – руководителей регионального департамента транспорта и дорожного хозяйства, областного учреждения «Новгородавтодорор», а также генерального подрядчика ООО «ДСУ-1». К нам уже присоединился глава Крестецкого муниципального района Сергей Яковлев. И дальше, по ходу следования, наш небольшой кортеж, состоящий из нескольких автомобилей и микровтобуса, все двадцать мест в котором заняли журналисты и двое общественников, на границах своих муниципалитетов будут встречать глава Окуловского района Сергей Кузьмин и Боровичского района Игорь Швагирев.

За автобусной остановкой, по-видимому, следить некому. Мусора и в самом сооруженьице, и вокруг – немеряно. Обрывки бумаг, жестяные банки, пластиковые пакеты, окурки – в общем, картинка не из приятных. Урны или мусорного бака рядом не наблюдается. Предполагаем, что вице-губернатор сделает на эту тему замечание, когда подъедет. Что, в общем-то, и происходит.

Но вначале Александр Дронов предлагает Дмитрию Климову, временно исполняющему обязанности начальника ГОКУ «Новгородавтодор», которое выступает заказчиком работ, рассказать о том, как идёт их ход.  

- На данном участке выполняется ремонт автомобильной дороги Крестцы – Окуловка – Боровичи, км 0 – км 31, км 53 – км 84, - докладывает Климов. - Основные виды работ - это фрезерование проезжей части, выполнение картограммы отметок. При необходимости устраивается выравнивающий слой для того, чтобы выровнять поперечный уклон, производится санация трещин и устройство верхнего слоя покрытием ЩМА-15 толщиной 4 см.

По информации руководителя «Новгородавтодора», на день нашей поездки выполнено фрезерование 226 680 кв. метров дороги, в линейной протяжённости это 45 километров. Выравнивающий слой устроен на 38 190 кв. метрах, или 6 км одной полосы движения. Уложенный верхний слой асфальтобетонного покрытия из ЩМА составил 41 869 кв. метров, в линейной протяжённости - 21 километр. По графику окончание всех работ на дороге Крестцы – Окуловка – Боровичи – 25 декабря.

Вячеслав Комаров, директор генподрядной организации ООО «ДСУ-1», добавляет:

- Фрезерование дорожного полотна на этом участке происходит до 5 см. Идём уступом в две фрезы (это оборудование фирмы WIRTGEN), потому что ширина барабана 2 метра, а ширина половины проезжей части составляет 3,5 метра. Каждая фреза оборудована 3D нивелированием, что позволяет пилить асфальт ровно, с созданием поперечных уклонов.

Он уточняет, что здесь также будут укреплены обочины щепой, с добавлением стружки, чтобы не разламывать кромку асфальтобетона по всей длине укладки.

Александр Дронов просит нас обратить внимание: на главном участке, с которого мы начинаем движение, толщина старого асфальта составляет до 30 см. Сейчас проведено фрезерование, выведен профиль полотна. И новый 5-сантиметровый защитный слой позволит сохранить дорогу в безопасном проезжем состоянии.

Вице-губернатор спрашивает у заказчика и подрядчика, какой предусмотрен объём картограммы по выравнивающему слою, какой уже сделан для того, чтобы выровнять профиль дороги, обеспечить поперечный и продольный уклоны, усилить основание, уточняет другие детали. И мы понимаем, что вопросы эти задаются для того, чтобы ответы услышали мы – а как ещё иначе погрузить пишущую и снимающую братию пусть не в тонкости, но хотя бы в смысл происходящего процесса.

Я и сама, когда мы делаем остановки, чтобы посмотреть, как работает техника, то и дело дёргаю за рукав то самого Дронова, то Климова, то директора генподрядной организации, чтобы они пояснили какие-то моменты. Они не вырываются, терпеливо отвечая на вопросы. А один из руководителей-дорожников мне так и сказал: не стесняйтесь, спрашивайте, для вас и организовано всё представление.

Дмитрий Климов объяснил, что самый большой объём работ по выравнивающему слою - на участке Окуловка – Боровичи. Там местами были большие пучины, ямы до метра. Фрезерование позволило добиться ровности, уйти от колейности, дорожная одежда будет усилена. По его словам, «объём основного выравнивающего слоя, порядка 10 000 тонн, ляжет на участок Окуловка – Боровичи».

Предваряя то, что мы также увидим в дальнейшем, Александр Дронов просит строителей особое внимание обратить на санацию трещин и ям, которые всё-таки остаются на полотне после фрезерования. И Климов послушно – для нас – уточняет, что эта работа проводится, и журналисты посмотрят, как работает специальный агрегат-заливщик, заполняющий мастикой продуваемые под давлением трещины.

Ждём обещанные 1,25 миллиарда

Ну, а после ожидаемого замечания Александра Дронова генподрядчику о недопустимости мусора на обочинах и необходимости установки урн и мусорных контейнеров, инициатива задавать вопросы передаётся представителям СМИ.

Меня интересует, будет ли в этом году в области проводиться капитальный ремонт дорог. На дороге Крестцы – Окуловка – Боровичи идёт просто ремонт дороги, верхнего слоя покрытия. А ведь о том, что нужно делать меньше, да лучше, именно капитально ремонтируя дороги, обеспечив их нормативное состояние лет на 20, исполняющий обязанности губернатора области Андрей Никитин заявил практически на первом заседании правительства области, которое он провёл в апреле.   

- Да, здесь - это ремонт дороги. И гарантийный срок службы новейшего покрытия составляет 4 года, - ответил Александр Дронов. – Но, коллеги, километр ремонта дороги стоит 5,5 млн. рублей. Километр капитального ремонта стоит 25 млн. рублей. Мы же с вами понимаем, что мы можем капитально отремонтировать этот километр, потратить на него 25 млн. бюджетных средств. Но что такое километр, если у нас в области 15 000 километров дорог, и из них только 23-24% соответствуют нормативным требованиям? А ездить нужно сегодня, дороги нужны сейчас. В течение 4 лет дорога будет, плюс-минус, в том состоянии, в котором нам коллеги сдадут, после того, как будут подписаны акты ввода объекта в эксплуатацию.

По словам вице-губернатора, производимые сейчас ремонты позволят области «сгруппироваться, накопить средства и уже дальше на каких-то участках идти капитальным ремонтом».

- В следующем году, безусловно, - уточнил он, - на тех участках дорог, где у нас произошли стихийные бедствия, разрушения – в Крестецком, Любытинском, Окуловском районах – будет произведён капитальный ремонт. У нас работала комиссия Росавтодора. Мы подали заявку в Федеральное дорожное агентство на получение федеральной субсидии на выполнение работ по капитальному ремонту. Сейчас принято решение выполнять работы в два этапа. Первый – это обеспечение проезда, чтобы жители могли проехать к себе домой, чтобы могла проехать автолавка, «скорая помощь», пожарная машина. Что уже сделано. Второй этап – это выполнение работ по капитальному ремонту. В текущем году мы запускаем разработку проектно-сметной документации, в следующем году те участки, которые были размыты или вызывали у специалистов наибольшие опасения, войдут в программу капитального ремонта.

Коллега попросила прояснить ситуацию с финансированием дорожных работ. Деньги были предусмотрены из фонда Президента. Поступили ли они в Новгородскую область?

Александр Дронов ответил, что деньги в область пока не поступили.

- Поясните, чтобы не запутаться.

- Тут путаться не надо, - ответил Александр Валентинович. - Если вы видели стенограмму встречи Андрея Сергеевича Никитина с Владимиром Владимировичем Путиным, там всё написано. Президентом было дано поручение Правительству оказать поддержку бюджету Новгородской области и выделить федеральные средства на ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. Принципиальная договорённость есть, в этом году Федерация выделяет нам 1,25 млрд. рублей. Но денег мы пока не получили. И сейчас работы ведутся за счёт внутренних резервов, то есть, наши коллеги ушли в лимиты 2019 года. Безусловно, деньги мы получим, и работа будет продолжена.

На электромагнитных лыжах

Проезжаем пару десятков километров к месту, где работает техника. Из подъехавшей цистерны во фрезеровальную машину заливается вода, включается мотор - и ножи пошли резать асфальт с выбоинами, срезается слой в 5 сантиметров, дроблёная крошка едет по движущемуся конвейеру и засыпается в кузов грузовика. Тракторная щётка выметает с отфрезерованной поверхности оставшийся гранулят.

Неглубокие выбоины и трещины санируются – их продувают под давлением, из шланга заливщика медленной чёрной струёй вытекает битумная мастика, в которую добавлены инертные материалы. Выбоина превращается в блестящую чёрную лужицу. Затем гудронатор обработает всю поверхность битумной эмульсией, она используется как грунтовка и повышает сцепление, как пояснил Вячеслав Комаров, старого асфальта с новым.

И только после этого идёт асфальтоукладчик. От асфальтобетонной смеси ЩМА поднимается пар (дорожники утверждают, что её температура 140 градусов). Смесь, похожую на густую, тягучую, комковатую кашу, лопасти машины выкладывают на подготовленное полотно.

Не переставая приближаться и отъезжать назад, за асфальтоукладчиком следует группа тяжеловесов – четыре мощных катка уплотняют асфальтобетонную смесь.

Движение транспорта при этом по второй полосе дороги не прекращается. Проезд автомобилей, грузовых и легковых, регулируют переносные дорожные знаки и вручную регулировщик.

- Дмитрий Андреевич, как качество работы? Проверяете? Протоколируете? – спрашивает Дронов у руководителя «Новгородавтодора».

Климов, обращаясь больше к журналистам, снова докладывает:

- Вы только что видели, мы щупом проверили толщину покрытия, она составила 5 см, в плотном теле она будет не меньше 4 см. Продемонстрировали, как идёт операционный контроль поперечных уклонов. Укладчики идут, с электромагнитными лыжами длиной 12 метров, которые позволяют выровнять продольный профиль и добиться соответствующего качества. После того, как покрытие будет сформировано, производственной лабораторией «Новгородавтодора» будут отобраны керны-вырубки. (Отдельно уточнив у Климова, узнала, что норматив контроля – три керна с 7 000 квадратов, то есть три вырубки с километра – Н.М.). Испытают их физико-механические показатели, чтобы проверить соответствие смеси тем требованиям, которые были заложены. Также посмотрели температуру асфальтобетонной смеси, за укладчиком, это нормативное значение. Здесь проблем нет, качество будет обеспечено.

А мы интересуемся, откуда на дорогу доставляется асфальтобетонная смесь.

- Сейчас привозится из Великого Новгорода, - говорит Вячеслав Комаров. -  Для второго участка дороги мы доставили «Дельтамакс», 160-тонный, сейчас ведутся пуско-наладочные работы, и через 10 дней мы будем выпускать асфальт в Боровичах. Плечо подвоза будет ближе.

Дронов добавляет:

- Завод будет работать в цикле 24х7. Работу на дороге можно будет не прекращать ни днём, ни в тёмное время суток. Поставить светильники, организовать работу бригад круглосуточно. Зима близко, наша задача – всё успеть до зимы.

Звёздный час хозяина «Мякишей»

В канву разговора о технологиях дорожных ремонтных работ немного не вписывается комментарий ещё одного участника пресс-тура.

- Пообщайтесь с журналистами, - во время очередной остановки Александр Дронов подзывает директора боровичской фабрики игрушек «Мякиши» Евгения Антонова и шутит: - Вот и пришёл ваш звёздный час.

- Который? – в свою очередь шутят журналисты, уже хорошо знакомые с Евгением Антоновым, как с человеком, который в апреле на встрече с Евгений Антоновпрезидентом Владимиром Путиным в Великом Новгороде поднял вопрос о ненормативном состоянии дороги Крестцы – Окуловка – Боровичи.   

Ньюсмейкера уже не смущает внимание прессы, и, когда он вспоминает предысторию, видно, что собственную роль в том, что дорога начала ремонтироваться, он осознаёт.

- Обстоятельства были самые банальные: я обратился к руководству области, чтобы решить эту очень серьёзную и на тот момент жизнеопасную проблему, - говорит Евгений Антонов. - Был разработан определённый план, по которому мы начали действовать. Вы видите всё, что здесь происходит. Это только начало реализации, и я считаю, что план удался.

- Ремонт этой дороги даст возможность соединиться трём районам – Боровичскому, Окуловскому и Крестецкому, - продолжает хозяин «Мякишей», - даст нам возможность выхода на федеральные трассы М-10 и М-11. Нам, как бизнесу, будет легче, и соответственно, людям, которые живут в этих трёх районах. Они между собой начнут общаться. Это главное. Второе, они выедут в большие центры – Санкт-Петербург и Москву. Проблемы у бизнеса были – техника ломалась, безумно было неудобно. Наши поставщики не хотели ехать к нам, а мы с трудом добирались до наших партнёров в Санкт-Петербурге и Москве. Сейчас эта проблема реально решена.

– До конца года будет решена, - поправляет интервьюируемого Дронов.

Евгений Антонов завершает речь пафосно:

- Мы, боровичане, очень гордые и очень независимые люди, которые чего хотят, того добиваются. Ещё раз хочу поздравить боровичан.

Лесорубам и не снилось

В следующий раз мы останавливаемся у мульчерного экскаватора. Он с аппетитом перемалывает придорожные заросли. Вместо ковша у машины резаки, которые крушат в щепки кусты и деревца, только пыль стоит столбом. За несколько часов в первый день мульчер покромсал заросли на 250 метрах – никакому лесорубу такая производительность и присниться не может.

- В местах, где есть водоотводная канава, будет выполняться её очистка экскаватором с планировочным ковшом увеличенной длины, - поясняет Дмитрий Климов. - Водоотвод будет обеспечен, дорога будет просыхать, асфальтобетонное покрытие прослужит дольше.

Александр Дронов добавляет: в идеале расчистку полосы отвода нужно делать не только на участках ремонта, а на всех наших трассах.

Климов подтверждает, что очистка полос отвода будет производиться на всех участках, где выполняется ремонт. Погодные условия на очистку никак не влияют, и поэтому «Новгородавтодор» сделает контракт переходящим, чтобы работы не останавливались и в зимнее время.

Окуловка, в очередь становись!

Уже довольно долго изучаем трассу, и, чтобы не терять времени, комментарий у главы Окуловского района Сергея Кузьмина берём прямо на ходу, в микроавтобусе, освободив предварительно два местечка – для него и вице-губернатора.

- Этот участок дороги популярен, по нему большое количество людей перемещается. Им постоянно пользуются как жители Окуловки, так и жители Боровичей, Мошенского и Любытина для того, чтобы добираться в соседние города, а жители Боровичей и окрестностей для того, чтобы добираться на железнодорожную станцию Окуловка, - рассказывает Сергей Кузьмин. - В настоящее время на этом участке ведутся работы. Объём колоссальный, я вообще не припомню, когда здесь вообще проводились похожие работы. Как правило, много лет ограничивались ямочным ремонтом летом, который на следующий год сходил на нет, и снова делали ямочный ремонт. Конечно, людям хочется спокойно добираться до Боровичей, из Боровичей выехать в другие города. Люди видят, что работы ведутся, ждут их окончания и надеются, что дорога эта будет.

Глава района вспоминает и о тех дорогах, которые, по его словам, для кого-то и кажутся второстепенными, но местные жители ими пользуются постоянно, это 57 межпоселенческих дорог. Поэтому помощь области на их ремонт тоже понадобится. Кроме того, в районе  очень большая нагрузка на дороги в связи со строительством скоростной автодороги М-11. Десяток районных дорог, используемых при строительстве трассы, включены в соглашение правительства области и госкомпании Росавтодор. Важно, чтобы строители выполнили свои обязательства по их восстановлению. Сейчас они немного вышли из графика, есть отставание по четырём дорогам, и районного главу это беспокоит.

Сергей Кузьмин также надеется, что в следующем году Окуловскому району перепадёт часть федеральных средств, которые можно будет направить, как в Новгороде и Боровичах в нынешнем году, на приведение в порядок городских дорог. 

- Мы встаём в очередь вслед за Великим Новгородом и Боровичами, чтобы нам дали дополнительные субсидии, особенно в преддверии фестиваля «КИНОпробы -2018», - обращается Кузьмин к Дронову.

А заместитель губернатора в свою очередь обращает внимание на то, что подрядная организация ООО «ДСУ-1» ремонтирует дорогу Крестцы – Окуловка – Боровичи не сплошняком, там есть разрывы в километрах.

- Связано это с тем, что часть работ будет выполняться нашими коллегами из госкомпании в рамках заключенного соглашения, - пояснил Дронов. - Они должны до конца текущего года участки, которые используются в качестве подъездных дорог при строительстве трассы М-11, отремонтировать, провести работы по устройству верхнего слоя и укреплению обочин. Для того, чтобы у нас участок дороги Крестцы – Окуловка – Боровичи был отремонтирован комплексно. Чтобы с нулевого километра по восьмидесятый работы были выполнены в едином концепте, в едином стиле.

Кадровое решение

В Боровичах вице-губернатор Александр Дронов проводит совещание с главой района, дорожниками, чиновниками из «Новгородавтодора». Тема - планирование работ по ремонту городских улиц. Средства, которые область получит из федерального бюджета в нынешнем году, будут направлены не только на ремонт автомобильных дорог межмуниципального и регионального значения, но также в виде субсидий Великому Новгороду и городу Боровичи на ремонт улично-дорожной сети. Необходимое условие для получения субсидии – экспертиза проектно-сметной документации, которая должна быть подготовлена, и расценки согласованы в региональном центре ценообразования.

- Улицы для ремонта нами определены, - говорит Игорь Швагирев, глава Боровичского муниципального района. - Это три центральные улицы в городе Боровичи – Ленинградская протяжённостью около 3,6 км, Ржевская протяжённостью 960 метров и улица Советская 4 км. Ремонт этих трёх улиц планируется с тротуарами, а выезд на Пестово уже без тротуаров. Документация подготовлена, сметы проверены в центре ценообразования. В план закупок внесены изменения, мы готовы объявляться.

Александр Дронов уточнил, что конкурс на заключение контрактов можно будет объявить лишь после того, как будет подписано соглашение с областью и район «увидит эти средства у себя». И заметил, что в районе была проблема с прохождением экспертизы ценообразования.

- Как мне докладывали специалисты из регионального центра ценообразования, изначально в том проекте, который был представлен на проверку, расценки были завышены в полтора-два раза по сравнению с теми, по которым работают «Новгородавтодор» и  другие муниципальные образования. Можете прокомментировать эту ситуацию? – обратился вице-губернатор к Игорю Швагиреву.

- Прокомментировать могу только, что это уже установленный факт, - отвечал глава района. И обратился к одному из чиновников администрации, находящемуся в зале: - Дмитрий Владимирович, встаньте, пожалуйста. Ваш предшественник пострадал, он в мае был уволен. Вы у нас человек новый, к вам таких мер не применяю, к вам будет применено дисциплинарное взыскание. А по вашему заместителю, который с давних времён за это отвечал, думаю, вы примете кадровое решение.

«Хочу, чтобы было не стыдно!»

Но самым эмоциональным за время всей поездки было, пожалуй, общение на автобусной остановке на дороге за Кончанским-Суворовским. Первоначально планировалось, что именно в усадьбе будет проведено ещё одно совещание с генподрядчиком – по содержанию автомобильной дороги Боровичи – Хвойная. Но так как уже день клонился к закату, решили, что заезжать в Кончанское-Суворовское не стоит. Посовещаться можно прямо на трассе. Тем более что впереди ещё путь в Мошенское.

Речь пошла о качестве работ по контракту, подразумевающему содержание автодороги. Жалобы местных жителей, а также мусор на обочинах и остановках, который и мы успели лицезреть, стали поводом для упрёков в адрес генподрядной организации.

- Есть работы, которые требуют больших капиталовложений. Но убрать мусор, поставить контейнеры для его сбора, ликвидировать аварийную ямочность на дороге – не так уж сложно. Не можете субподрядчиков научить? - возмущённо выговаривал директору ООО «ДСУ-1» Александр Дронов.

На субподряде у «ДСУ-1» участок дороги обслуживает боровичское предприятие «Солид».

- С мусором, с контейнерами решим, - отвечал Вячеслав Комаров.

- А что с аварийной ямочностью?

И тут генподрядчик вступил в спор с вице-губернатором.

- Согласно контрактной ведомости и объёмам работ, подтверждённым финансированием, по струйно-иньекционному методу забивки ям Боровичский район выполнен на 100%. По ямочному ремонту на Боровичский район было заложено 600 тонн. Из них осталось недовыполнено порядка 80 тонн. Это 750 кв. метров. Они распределены кураторами от департамента транспорта и дорожного хозяйства на другие объекты, которые находятся в более аварийном состоянии. Я на предыдущем совещании говорил, что тех денег, которые выделены на ямочный и струйно-иньекционный ямочный ремонт, не хватит, чтобы привести всю дорогу в нормативное состояние.

Обращение руководителя «ДСУ-1» к заместителю губернатора было следующим: дать указание департаменту дорожного хозяйства в рамках 44-го федерального закона увеличить хотя бы на 10% стоимость контракта для  проведения ямочного ремонта, чтобы хотя бы часть дорог привести в нормативное состояние.

В общем, поспорили, вспомнив и о том, что финансирование ремонта дорог в целом по области по имеющимся средствам составляет всего 7-8% от норматива.

Сошлись на том, что заказчик проработает вопрос об увеличении объёма работ по контракту.

На этом совещание могло бы и закончиться, если бы в разговор неожиданно не вмешалась молодая женщина. Евгения Поликарпова – сотрудник музея А.В. Суворова. Она живёт в соседних Сопинах, и, проезжая мимо на своём автомобиле, не могла не остановиться у группы, что-то обсуждающей на дороге. Её речь была очень эмоциональной.

- Я уже направляла общественное обращение о ремонте дорог. Качество работ совершенно неудовлетворительное. То, как люди конкретную яму обрабатывают, никаким нормативам не соответствует. Я не знаю, кто их проверяет. Такое ощущение, что их никто не проверяет. Их пытаюсь проверять я, проезжая мимо. Я с ними завожу диалог, они откровенно хамят, не говорят фамилии бригадира. Вот здесь на объездной Кончанского делали только что ремонт. Вечером в пол-одиннадцатого с двумя детьми еду на машине и попадаю в ту же самую яму, которую они якобы заделали. Здесь работают люди, которые не любят эти дороги, они нам сказали: нам по барабану на ваш храм, ваш музей, и вас, жителей. Давайте я, музей, наши сопиняне возьмём лопаты - мы лучше отремонтируем дороги, чем те люди из «Солида», которые сюда приезжают.

Не принимая объяснений генподрядчика, что каждую яму на всех окрестных дорогах залатать у строителей нет возможности, Евгения заключила:

- Я не хочу беды или проблем вам. Я просто хочу ездить по этим дорогам. Я хочу привозить туристов в музей. Один раз я проводила экскурсию посредине дороги к нам, у Жаворонков, они просто не доехали до нас. Я хочу, чтобы не стыдно было туристов приглашать в музей, чтобы люди могли до храма доезжать, чтобы инвестор мог сюда приехать. А мне стыдно!

Абсолютно справедливое замечание, и на это надо обратить внимание – это Александр Дронов говорил уже не возмущённой жительнице, а руководителю генподрядной организации. Что нужно сделать - ужесточить контроль за качеством выполненных работ, куратора сюда направлять ежедневно.

- Если работа выполнена некачественно, нужно или менять подрядчика, или субподрядчика, или субподрядчика обучать. Хамского отношения не терплю и в этом абсолютно согласен с Евгенией. Разберитесь, кто выполнял работы, кто таким образом себя вёл. Если сигнал повторится – надо прощаться с этим человеком, - Дронов был строг.

- Я рада, что случайно оказалась здесь. Вы должны слышать глас народа, - сказала, прощаясь, Евгения Поликарпова.

Потому нам дороги дороги

Местность в Мошенском районе живописная, его территория считается одной из самых экологически чистых. А вот добирались мы в райцентр из Боровичского района большей частью по грунтовой дороге.

Зато так же, как и красотами, район может гордиться своим гостеприимством.

- Проходите, у нас здесь всё по-простому, по-деревенски, - радушно улыбаясь, пригласил гостей в здание администрации глава района Алексей Кондратьев.

Пожаловала к нему представительная делегация в составе областных чиновников вот по какой причине. Алексей Дмитриевич во время рабочей поездки исполняющего обязанности губернатора обратился к нему с предложением о передаче полномочий по ремонту и содержанию региональных и межмуниципальных дорог, проходящих по территории муниципалитета, на уровень района. Вот и приехало областное начальство, занимающееся дорожной сферой, отрабатывать этот пилотный проект.

Если обратиться к цифрам, то общая протяжённость дорожной сети в районе составляет 603 км. В их числе 461 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и 142 км автомобильных дорог местного значения, из них автодорог района 44 км и сельских поселений 98 км.

- Мною внесено это предложение, - рассказал Алексей Кондратьев, - в связи с тем, что региональные и межмуниципальные дороги за последнее время значительно ухудшились. Причиной этого явилось неполное финансирование подрядной организации за выполненные работы генподрядчиком. Я считаю, что на месте мы более правильно определим очерёдность ремонта дорог в районе и проследим за качеством выполняемых работ. А полная оплата за них подрядчику позволит получить в районный бюджет дополнительные налоги.

Кстати, районный глава также попросил передать в казну Мошенского района движимое и недвижимое имущество из госсобственности Новгородской области, которое арендует Мошенское ДЭП. Это позволит лучше сохранить дорожное имущество в районе.

- Будет ли это выгодно району? – поинтересовалась я.

- Это выгодно с точки зрения качества дорог и качества жизни населения, - ответил Алексей Дмитриевич.

Кстати, перенимать опыт коллеги в Мошенское приехал новый глава Любытинского района Андрей Устинов.

- Мне Андрей Сергеевич посоветовал дружить с главой Мошенского района, - сказал он.

Ну, а каким будет алгоритм передачи полномочий, как раз и собирались обсудить на совещании.

- Мы должны решить, как передать району дороги, которые сейчас находятся в оперативном управлении у «Новгородавтодора», и те средства, которые выделяются на район в рамках выполнения работ по ремонту и содержанию дорог. Чтобы район проводил необходимые аукционные процедуры, заключал договоры, определял подрядные организации. На месте лучше понимают проблематику, чаяния людей и какую дорогу и каким способом нужно приводить в порядок в первую очередь, - прокомментировал вице-губернатор Александр Дронов.

Настроение у него во время всей нашей поездки было жизнерадостным, он активно общался с журналистами. Не смогла не задать ему вопрос: можно ли с оптимизмом смотреть на ситуацию с финансированием ремонта дорог в следующем году? Область в нынешнем году так или иначе получит обещанные федеральные 1,25 млрд. рублей, а есть ли гарантия федеральной поддержки в перспективе? Региональный дорожный фонд не так уж много может себе позволить.

- Мы работаем в этом направлении, - ответил Александр Дронов. - И на встрече временно исполняющего обязанности губернатора с президентом об этом шла речь. Мы обратились за поддержкой, чтобы финансовая помощь из федерального бюджета не ограничилась одним годом. Президент выслушал, и думаю, будет нам помогать. Главное для нас в первую очередь – приведение опорной сети в нормативное состояние. И мы работаем с Федерацией, чтобы часть дорог передать в федеральную собственность, тем самым разгрузить наш бюджет и заняться дорогами муниципальными, межмуниципальными. Надеюсь, вы увидели, что потихонечку мы сдвинулись с мёртвой точки.

- Будет ли в следующем году хотя бы такой же объём дополнительного финансирования, как в этом?

- Мы на это расчитываем.

Наталья МЕЛКОВА

Фото автора

Поделиться: