Общественная палата дозрела. До чего?

Когда в Новгородской ОП кто-то берёт самоотвод - побеждает А. Мамулат.

ФАКТ:

С третьей попытки Общественная палата Новгородской области избрала своего председателя, Александра Мамулата, представителем губернских общественников в федеральной ОП. В трёх турах голосования с ним на равных соперничал представлявший до сих пор Новгородчину в Общественной палате РФ директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев, попавший туда благодаря своим заслугам в качестве советника экс-губернатора С.Г. Митина. По регламенту победитель должен был получить 16 из 30 голосов, но и в третьем туре счёт оказался лишь 14:12 в пользу А. Мамулата. В конечном итоге Григорьев, известный как популяризатор выражения «Новгородское Чикаго» и конструктор бесплодного «переформатирования местной элиты» в ходе «зачистки» последней в 2007 году, просто снял свою кандидатуру, объяснив, что делает это «в интересах нашей области». После чего победителем остался А. Мамулат.

Любопытно, что председателем областной ОП управляющий Новгородским центром экологического проектирования «Новгородэкопроект» А. Мамулат стал при схожих обстоятельствах. Тогда ректор Новгородского института развития образования Владимир Аверкин и директор Фонда содействия некоммерческим проектам Нина Костенко заявили самоотвод.

КОММЕНТАРИЙ:

Артур Смоляр, экс-секретарь Общественной палаты Новгородской области (2007-2009 гг.):

- Рабочая позитивная атмосфера во время выборов представителя в ОП РФ от Новгородской области для меня была очевидной. На мой взгляд выборы прошли демократично. Этому во многом способствовал переходный период в смене региональной власти. В процедуре выборов «столкнулись» прошлое (когда на темах паразитировали отдельные «изобретательные герои») и ожидание будущего. Было выдвинуто несколько кандидатур, шёл выборный процесс – я бы сказал, живой процесс обсуждения, который даже прошёл не одним днём, что было неожиданностью для всех. Члены палаты дискутировали, задавали вопросы выдвинувшимся, кандидаты имели возможность выступить со своими программными заявлениями.

Общественная палата, как и любое общественное объединение граждан - это живой организм, и я это очень хорошо знаю изнутри, так как сам несколько лет был членом областной палаты, входил в состав рабочей группы федеральной Палаты и параллельно возглавлял общественную организацию. Это была позиция, и на мой взгляд, достаточно зрелая. Интрига заключалась в том, что каждый из кандидатов имел реальную поддержку среди действующих членов Общественной палаты региона. В состав Палаты входят очень разные по убеждениям, степени эмоциональной вовлечённости люди, и все они, как правило, - общественные лидеры, имеющие поддержку общественных организаций и других неравнодушных социальных групп. Мне было приятно увидеть, что члены Палаты были корректны друг к другу, слушали и слышали друг друга, что не всегда, к сожалению, встретишь в социальных сетях. Многих членов действующей ОП я знаю лично – это достойные люди, грамотные эксперты в вопросах взаимодействия «третьего сектора» и власти. С некоторыми мы стояли у истоков создания института Общественной палаты Новгородской области, когда разработанный нами областной закон «Об Общественной палате Новгородской области» был впервые принят Новгородской областной Думой в июле 2007 года. Неожиданное для собравшихся появление врио губернатора А. Никитина, на мой взгляд, прибавило конструктива и ожиданий, в своём выступлении он подчеркнул - «нам Общественная палата очень нужна». К слову, предыдущий глава региона встретился с членами ОП только спустя два года после своего назначения. Думаю, такой шаг А. Никитина - это позитивный сигнал общественности: надеюсь, задан некий вектор взаимодействия. Мне показалось, А. Никитин видит в Общественной палате, в населении опору.  

Общественные палаты сегодня проходят процесс институционализации, процесс налаживания информационного взаимодействия между собой (по горизонтали и по вертикали), взаимодействуя и везде по-разному с органами власти. На федеральном уровне это более зрелый процесс, в регионах многое зависит с одной стороны от вовлеченности общественной палаты в процесс принятия властью важных решений и законов – прохождения ими общественной экспертизы, а с другой стороны от зрелости самой ОП – вхождения в её состав профессиональных экспертов или в умении привлекать различных экспертов со стороны. Законодательно заложен процесс обновления составов членов общественных палат. Результативная работа этих общественных институтов во многом зависит от наличия финансирования общественной экспертной работы. Замечу - речь идёт не о зарплате членов Палаты, их деятельность осуществляется на общественных началах, а о финансировании материально-технической деятельности и информационного сопровождения. Эти вопросы успешно решаются на федеральном уровне специально созданным государственным учреждением «Аппаратом Общественной палаты РФ» с финансированием, заложенным в бюджете. Такие аппараты созданы при Общественных палатах уже и в регионах, но не во всех. У нас, надо отметить, такого аппарата ещё нет, но надеюсь, что он будет создан в ближайшее время, и это заметно продвинет общественную экспертную деятельность нашей Палаты. Важно, чтобы при создании этих органов на работу приглашались специалисты, понимающие, что такое третий сектор, представляли себе объём работы и были нацелены на результат.

Включение институтов гражданского общества в общую концепцию социально-экономического развития региона и в процесс стратегического планирования развития территорий имеет важное значение. Государство и гражданское общество заинтересованы в совместном развитии. Они, как сиамские близнецы, не могут существовать раздельно. Государство – катализатор социальных обязательств. Гражданское общество, в свою очередь, - своеобразная «лакмусовая бумажка», отражающая сущность самого государства, его состояние, его развитие и происходящие в нём процессы с точки зрения адекватности взятым социальным обязательствам. Именно сильное, развитое гражданское общество является источником поступательного развития государства. Гражданское общество нуждается в государстве, в регулировании, упорядочивании стихийных процессов его развития.

Как свидетельствует опыт высокоразвитых стран, гражданское общество функционирует эффективнее и развивается успешнее, когда государственная власть обеспечивает для этого наиболее благоприятные условия. Это предполагает создание законодательной базы, формирование демократических структур, строгое соблюдение как государством, так и обществом общепринятых норм и процедур. С другой стороны, гражданское общество создает определенный противовес, являясь сдерживающим фактором по отношению к государственной власти. Мы можем, с одной стороны, ориентироваться на западную модель, а с другой, используя все её недостатки и опыт исторического становления, сделать выбор в пользу гражданского общества с российской спецификой.

Процессы становления институтов гражданского общества снизу всегда идут сложно, противоречиво. Заказчик в лице органов власти сам «мечется» в понимании темы и не всегда адекватен в своём давлении на общество. В России остаются проблемой и местное самоуправление, и общественный сектор. Становление таких площадок было и будет противоречивым. Желаний в общественных настроениях остается куда больше, чем возможностей. Отсюда сценки как бы из басни Крылова «Лебедь, Рак, да Щука» нам придётся наблюдать в общественной жизни ещё долго.

ОДНАКО:

Накануне решающего голосования член ОП Татьяна Чернева написала на своей странице в Фейсбуке :

«Если после сегодняшнего голосования победит Александр Николаевич Мамулат, я выйду из палаты. Этот человек не обладает качествами общественника, я не видела ни одного мероприятия, организованного его организацией во благо новгородцам, за все годы его работы я не чувствовала поддержки, видела, как человек использует палату для решения своих вопросов (...). Я больше не могу этому потворствовать и в этом участвовать».

И призналась, что на выборах трижды портила бюллетень, чтобы не отдать голос ни одному из претендентов.

Сдержав слово, руководитель Фонда помощи несовершеннолетним детям и пенсионерам действительно подала заявление о выходе из ОП. Из записи можно понять, что она держит некую обиду на председателя ОП. Но, положа руку на сердце, многие «зелёные» общественники, наверное, поддержат её инвективу, поскольку как борец за экологию эколог  Мамулат был мало заметен.

Поделиться: