Не топоним, а "коммерческое имя"

17 марта 2016, 18:05 / 0

В Великом Новгороде разгорается общественная дискуссия вокруг имени для реконструированного стадиона "Центральный".

ФАКТ:

В Думу Великого Новгорода поступило обращение руководителя Департамента по физической культуре и спорту Новгородской области Владимира Горелкина, в котором он просит рассмотреть на депутатских комиссиях результаты интернет-голосований по наименованию реконструированного стадиона в Парке 30-летия Октября и сообщить о принятых решениях. Информацию об этом на заседании Совета Думы 16 марта озвучил Председатель Думы Великого Новгорода Владимир Тимофеев.

Напомним, новгородцы голосовали за три предложенных варианта названия: «Стадион имени Александра Невского», «Стадион «Центральный», «Стадион «Садко».

- На заседаниях постоянных комиссий можно выработать свои предложения по наименованию стадиона, а 31 марта на заседании Думы в разделе «Разное» мы обсудим эти варианты, выработаем общее мнение и направим его в департамент, а собственник объекта пусть определяется с названием самостоятельно, — сказал В. Тимофеев.

КОММЕНТАРИЙ:

 

Есть такие сферы, в которых специалистами считают себя все. С лёгкой руки юмористов теперь на эту тему стало модно иронизировать, частенько выставляя эту иронию в качестве аргумента в споре. Мол, в медицине, политике, экономике и футболе разбираются все – зачем нам специалисты. Но есть, наверное, области, в которых действительно все мы специалисты без всяких насмешек и шуток, и мнение каждого является ценным. Например, в вопросах наименования улиц, переулков, площадей, парков и всего того, что подпадает под понятие топонимов – собственных имён - географических названий этих объектов.

Из окружающих нас названий соткана среда, которая напрямую влияет на самочувствие горожанина. Если вы ежедневно ходите по Горбатому мосту через речку Затхлая в какие-нибудь Гнилые выселки, то вряд ли вы будете испытывать постоянный подъём настроения. Скорее наоборот. Как от поломанной мебели в вашей квартире. Наверное, и к названиям можно относиться, как к предметам некой обстановки, предметам мебели в квартире, перестановка которых сильно влияет на человека. Никакая это не мелочь, оказывается. Иначе бы не сравнивали в народной мудрости переезды с пожарами.
Неудивительно, что любое прикосновение к этой незримой материи вызывает всплеск общественного интереса и порождает жаркие споры, в которых обычно не рождается истина, а у двух спорящих всё равно остаётся три мнения. Но последнее слово всё-таки сказать кто-то должен. Ведь городские названия – это ещё и элемент адресации. Нельзя жить на улице без имени лишь потому, что уважаемые горожане не договорились о том, как её называть. В пределах города такой окончательной инстанцией является Дума Великого Новгорода. Она принимает решения, она же и несёт ответственность за них. Но и здесь не всё так просто.

Решениями органа местного самоуправления оформляется, так сказать, публичное, то есть общее мнение, мнение большинства, и распространяется оно на публичные, то есть общие и как бы «ничьи» объекты – улицы, переулки, проезды, площади, кварталы, микрорайоны. На сухом языке закона – «элементы улично-дорожной сети и планировочной структуры». Кстати, эти самые «элементы» даже и не совсем «объекты». Попробуйте потрогать руками улицу или парк как элемент «планировочной структуры». Это ведь не тротуары и не деревья со скамейками. Ни того, ни другого может и не быть просто потому, что не успели построить, а улица с названием уже существует и нанесена на карту. Этакая юридическая фикция. А вот конкретные объекты, которые потрогать можно, обычно - не «ничьи». У них есть хозяин, который только и может дать им имя. Хорошее или плохое, красивое или уродливое – решать ему.
И мы сталкиваемся с этим в повседневной жизни постоянно. Нынче не найдётся ни одного безымянного магазина. Их имена тоже предметы той самой «мебели», что формируют «обстановку» - окружающую нас среду, влияющую на настроение. Но эти предметы воображаемого интерьера имеют хозяев и на их «перестановку» мы можем повлиять лишь косвенно – публично выражая своё одобрение или отсутствие такового.

В Гражданском кодексе есть даже специальный параграф, в котором подробно расписано кто может давать названия таким объектам и даже защищать их доброе имя от тех, кто на них покушается. Именуются такие названия «коммерческими обозначениями» и служат, как указано в законе, для «индивидуализации одного или нескольких предприятий».

При этом под «предприятием» понимается никакая не фикция, а самое что ни на есть настоящее имущество - будь то завод с цехами, магазин или крохотный прилавок.

Прилагательное «коммерческое» не должно никого смущать. Дело в том, что такое обозначение могут применять любые предприниматели или юридические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность. Нынче не найдёшь, наверное, ни одного государственного или муниципального учреждения, которым не было бы предоставлено уставом право вести такую приносящую доход деятельность. А потому не только магазины или кинотеатры, но даже поликлиники могут, как это ни покажется странным, иметь своё собственное имя. Например, поликлиника Неболейка вместо всем привычной номер один или номер два. А что – вполне себе позитивно. Лучше чем Захворайка номер четыре.

Спортивные объекты, в том числе стадионы, тоже обычно имеют собственные имена, которые с юридической точки зрения представляют из себя те самые коммерческие наименования. Развернувшаяся общественная дискуссия вокруг названия городского стадиона, ранее «Центральным», а ранее «Электрон», как раз и есть спор вокруг коммерческого наименования, а не городского топонима. Сам стадион на сей момент находится в областной собственности и официального имени пока вроде как не имеет. Надо отдать должное областным властям, которые попытались подобрать название этому важному объекту публичной, а не частной собственности, с помощью общественных механизмов. Один из таких механизмов – интернет-голосование – уже дал свой результат. 537 интернет-пользователей отдали свои голоса за то, чтобы стадион назывался «Стадион имени Александра Невского». Но дискуссия на этом не закончилась. Ведь интернет-опрос - лишь один из механизмов, не всегда объективный. Да и опять же – три мнения у двух спорящих никто не отменял.

МНЕНИЕ:

Поучаствовать в обсуждении вопроса призвали и городских депутатов. Правда, окончательное решение всё равно будет не за ними. Наверняка сам стадион уже передан в оперативное управление того или иного областного учреждения. Вот это учреждение и вправе будет дать ему название, издав обычный приказ за подписью директора. Поскольку газета тоже один из публичных механизмов, выражу своё собственное мнение. 

«Центральных» стадионов в нашей стране несметное количество. Поэтому прежнее название не блещет новизной или оригинальностью, да и спортивной славой стадион под этим названием себя не покрыл. Представлял в последнее время из себя плачевное зрелище. Вряд ли стоит переносить грустные ассоциации на новый объект. 

«Электрон» лично на меня тоже навевает грусть. Всё-таки это был стадион замечательного предприятия. Которого, увы, тоже теперь нет. Стадион - не лучшее место для ностальгии. Красивое и помпезное «…имени того-то» вызывает чувство гордости в момент присвоения этого имени. А дальше возлагает и большую ответственность. Стадион «имени…» не может, не имеет права никогда превращаться в то, что представлял из себя прежний «Центральный».

Может, подойдёт стадиону что-нибудь легкомысленно- нейтральное. Например, «Береста-Арена».

С названием «Береста» у горожан прочно ассоциируется объект, который расположен рядом со стадионом – гостиница, имеющая ныне коммерческое наименование «Парк Инн». Но вот слово в подсознании всё равно привязано к месту. Тому самому, где и есть стадион. Да и новгородскими древностями как будто веет.

Прибавлять к названию стадиона слово арена сейчас модно. Оно и заменяет в имени собственном слово стадион. В точном соответствии и с его словарным значением – площадка, специально оборудованная для проведения спортивных соревнований.

Кстати, «арен» в именах стадионов тоже несметное количество – как в России, так и за рубежом. Хотя англичане, например, любят к имени стадиона присовокупить слово «парк» или «роуд». Но то англичане. Наши дороги к стадионам тяготеют как-то не очень.

Впрочем, это лишь моё сугубо личное мнение, с которым наверняка очень многие не согласятся.

Константин ДЕМИДОВ

Поделиться: