Местные власти плюс непогода – гремучая смесь!

Кто за бедных муниципалов замолвит слово?

ФАКТ:

20 июля под руководством вице-губернатора Новгородской области Игоря Верходанова прошло заседание региональной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. На встрече обсудили последствия и причины ЧС в Любытинском, Крестецком и Окуловском районах, вопросы организации материальной помощи пострадавшим. Также были рассмотрены меры по предупреждению подтоплений. В режиме видеоконференции к обсуждению присоединились администрации всех районов области.  
         По сообщению пресс-службы правительства Новгородской области на официальном сайте.

КОММЕНТАРИЙ:

Заголовок информационного сообщения звучал так: «На комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций обозначили причины подтоплений населенных пунктов и дорог».

Причины эти определены в резюмирующей цитате вице-губернатора Игоря Верходанова: «Сочетание большого количества факторов дало кумулятивный эффект. С одной стороны пренебрежительное отношение к водосбросу внутри поселений, с другой – природные явления. Муниципальные районы не влияли никаким образом на ситуацию. Сейчас необходимо выявить на территориях все уязвимые места».

Что показалось некорректным со стороны областных властей по отношению к представителям местной власти? Практически констатация того, что во всех бедах, случившихся в результате июльских ливней, виноваты именно они. То есть, в повреждении 22 участков автомобильных дорог, подтоплении 185 домов и более 240 приусадебных участков, в результате чего с 1 июля указом врио губернатора был введён режим чрезвычайной ситуации.

Конечно, нельзя не согласиться с тем, что есть недоработки в муниципальных районах, не будь которых, ситуация после потопа могла бы выглядеть менее трагично. Да, прав выступивший на заседании комиссии заместитель руководителя департамента транспорта и дорожного хозяйства области Юрий Евдокимов, который отметил, что в соответствии с Водным кодексом РФ нельзя производить распашку земель на прибрежных территориях водоёмов. Что «на протяжении нескольких лет кюветы не расчищаются и почти сравнялись с дорогой, их нужно приводить в нормативное состояние согласно паспортам», что «полоса отвода засорена пиловочником».

С другой стороны, тут же возникает вопрос: а кто должен чистить эти самые кюветы и полосы отвода? Сами главы поселковых администраций и пожилое, в основном, население глубинки должно проявлять энтузиазм и выходить на субботники? Это, конечно, возможно. Но, наверно, муниципальная власть должна заключать контракты на содержание дорог. Заключались ли они – в конкретных случаях? И – главное – есть ли у муниципалитетов средства на все эти услуги и работы?

Далее. Насколько логичны претензии к местным властям в том, что «многие трубопереезды не соответствуют нормативам» и ряд  гидротехнических сооружений находятся в заброшенном состоянии или используются с нарушениями (на комиссии приведён пример: на реке Городня в Любытинском районе затворы на сооружении были опущены и водосброс не работал).

Стоит взглянуть на ситуацию и вот с какой точки зрения. В результате проливных дождей вышедшие из берегов реки и ручьи размывали и разрушали не только межпоселковые дороги, но и межмуниципальные, регионального значения. Уж за их-то состояние ответственность на муниципалитеты никак возложить нельзя. Известно, что прокуратура сейчас проводит проверку всех контрактов, заключённых в своё время на ремонт ставших нынче проблемными участков дорог. Может быть, в ходе этих проверок и будет дана оценка – насколько профессионально были составлены муниципальные и государственные контракты, какие именно работы и с каким качеством производились. В конце концов, хватало ли финансовых средств и умения дорожных строителей на то, чтобы не положить асфальт на песок тонкой корочкой, которую взорвало первым же ливневым потоком, а трубопереезды, диаметр которых явно не справлялся с объёмом хлынувшей воды (что это - неправильные расчёты, несоблюдение технологии или элементарная халтура, когда кинули трубы, какие нашлись), лопались, в свою очередь вспучивая и ломая дорожное покрытие.  

Впрочем, в таком ракурсе вопросы на заседании комиссии не рассматривались, во всяком случае, судя по опубликованному сообщению.

В личной беседе один из представителей этой самой муниципальной власти обижался: «Мы-то в чём виноваты? Это Новгороду можно позавидовать, он в своём бюджете только на содержание дорог может заложить 60 млн. рублей. Да и то не справится с задачей, если область не подкинет ещё миллионов 200 на содержание, не говоря уже о капитальном ремонте. А у нас просто крохи».

И обиду эту понять можно. Меня в этой ситуации удивляет другое. Замолвить слово за муниципалов некому. Не знаю, как представители районных администраций сами себя вели в ходе заседания комиссии (СМИ, во всяком случае, наше издание, туда не приглашали), выслушивая упрёки в свой адрес. Скорее всего, не возражали областным чиновникам. Даже руководители Крестецкого района, которым дана рекомендация «расчистить от кустарника берега и русло реки Холова». Видимо, им самим придётся этим заниматься,  несмотря на то, что врио губернатора Андрей Никитин, посетивший Крестцы с министром МЧС Владимиром Пучковым, заявил, что будет решать эту застаревшую проблему вместе с главой района.

Да и как возражать, если ты целиком и полностью, тем более в финансовом отношении, зависишь от областного правительства и главы региона. 

Удивляться тому, что областные власти делегируют ответственность за происходящие ЧП на низовой уровень, видимо, не стоит. Потому что и федеральный тренд, в общем-то, тоже мало чем отличается. Федеральные чиновники скорее обвинят губернаторов в промашках, нежели будут критически оценивать собственную политику. И незачем спрашивать, почему в области такая постановка вопроса никого не смущает, даже накануне предстоящих выборов главы области, когда надо бы печься о настроениях электората.

Дмитрий ЛЕСОГОРОВ

Фото: Елена ЛУКЬЯНОВА

Поделиться: