М-11 громко пшикнула

08 января 2016, 12:22 / 0
Тэги: 

Губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв назвал катастрофой тарифы на платной трассе М-11. По его словам, эта платная трасса, на которую возлагались большие надежды, на участке от Москвы до Солнечногорска практически пустует, так как водители не могут позволить себе такую плату за проезд.

ФАКТ:

Платный режим на участке с 15-го по 58-й км трассы М-11 Москва - Санкт-Петербург (от Бусиновской транспортной развязки на МКАД до города Солнечногорска) был введен 23 ноября 2015 года. При этом полная стоимость разового проезда от Москвы до аэропорта Шереметьево была установлена в размере от 100 руб. до 250 руб. (в зависимости от дня недели и времени суток), от МКАД до Зеленограда - 150–350 руб., от МКАД до Солнечногорска - 200–500 руб.

В результате многие автомобилисты предпочли пользоваться бесплатным Ленинградским шоссе, что серьезно затруднило движение по этой трассе.
«Одна тысяча рублей в день (общая сумма выручки - ред.) - это катастрофа», — заявил Воробьев на пресс-конференции в Доме правительства Московской области

Платным участком М-11 управляет Северо-Западная концессионная компания (СЗКК), акционерами которой являются французская VINCI Concessions и транспортно-инфраструктурная группа «Мостотрест».

Представитель СЗКК отказался комментировать РБК заявление Воробьева. Он добавил, что тарифы на участке М-11 МКАД - Солнечногорск полностью соответствуют концессионному соглашению с государством. По этому соглашению плата за проезд компенсирует расходы на строительство, текущее обслуживание и «предоставление пользователям сервиса высокого качества», а через 31 год дорога должна перейти под управление государства.

КОММЕНТАРИЙ:

Кстати, с понедельника, 18 января станет платным 72-километровый участок трассы М-4 «Дон» в Московской области. Напомню, что, расписывая новгородцам комфортабельность будущей м-11, Сергей Кельбах ссылался именно на опыт строительства М-4. Взглянем на ценник - хотя бы для легковушек. Проезд легковых транспортных средств высотой до 2 м (в том числе с прицепом до 2 м), многоцелевых транспортных средств и мотоциклов с 7 утра до 12 ночи (дневной тариф) без транспондера будет стоить 100 руб., с транспондером - 40 руб. до 1 июля 2016 года и 80 руб. с 1 июля. Ночной тариф (12 ночи - 7 утра) составляет 50 руб. без транспондера и 40 руб. с таковым. Для грузовых машин и автобусов плата, естественно, выше.

Поясним, что транспондер - это средство, которое позволяет не останавливаться на каждом пункте оплаты, а отмечает маршрут водителя для окончательного расчёта, - как при пользовании системой «Платон» для дальнобойщиков. Чтобы воспользоваться этой скидкой, надо прежде потратиться на сам прибор, а стоит 32-граммовая штуковинка 1 000 руб. Движение с ним хоть и безостановочное, но на подъезде к пункту взимания платы надо скинуть скорость до 20-30 км/час, что не так уж и удобно для выбравших якобы скоростную трассу.
Все эти тонкости пока, может быть, знать и излишне, но, если читатели «ННГ» помнят, в разгар скандала с «Платоном» дотошные россияне обнаружили в настройках системы, работающей не только на государство, но и на близкую к Кремлю семью Ротенбергов, опции, рассчитанные на оплату проезда не только большегрузов, но и легковушек по всем федеральным трассам. Как знать, не придётся ли вскоре оборудовать транспондерами абсолютно все транспортные средства. Хороший же будет тогда заработок и у производителей этого простенького приёмника-передатчика.

Между тем ранее председатель правления госкорпорации «Автодор» Сергей Кельбах заявлял, что проезд по трассе Москва - Петербург будет обходиться автолюбителям в сумму до 1 тыс. руб. То есть за 1 км путешествия на легковом автомобиле - примерно 1 руб. Тогда это казалось весьма умеренной платы, особенно в сравнении с некоторыми известными автобанами мира.

Самой дорогой в пересчёте на километр является дорога Whiteface Mountain Memorial Highway в штате Нью-Йорк. Её протяженность составляет 12,6 км, а стоимость проезда достигает 0,87 $ за 1 км плюс за каждого пассажира - дополнительно 8 $.

В США не существует единой системы оплаты для дорог, которые входят в систему автомагистралей между штатами. Ее общая протяжённость превышает 77 тыс. км. Платными из них являются 4,7 тыс. км. Сами американцы считают самой дорогой поездку из Чикаго в Филадельфию: здесь приходится преодолевать несколько платных шоссе, и в среднем одна миля (1,6 км) обходится в 0,095 $, а вся поездка - в 139,1 $.

Во многих странах Европы «высокие технологии» в виде транспондеров не нужны - там пользуются «проездным билетом»: покупают наклейку, которая крепится на лобовое стекло и означает, что проезд по всем без исключения коммерческим трассам оплачен. В Швейцарии и Чехии, например, такая наклейка действует 14 месяцев. Впрочем, в каждой стране можно купить «проездной» и на неделю. За езду без этой так называемой «виньетки» полагается штраф.
Конечно, в России - иная протяжённость платных дорог. Тем не менее, опыт с наклейками можно было бы приспособить и к нашим условиям. Не заинтересовались им, думается, по особым причинам. Ведь транспондер - фактически средство слежения за автомобилем, а значит, и за его водителем.

Помните, как диспетчеров такси правительство обязывало фиксировать не только фамилию клиента, оформляющего заказ, но и пункт, куда он собирается ехать? Для деятельности автопредприятия это - совершенно лишняя информация. А вот для правоохранительных (или карательных) органов она может быть весьма ценна.

А что с ценами? В Австрии проезд на год стоит 85,70 евро (на нескольких дорогах придётся заплатить дополнительно - там много туннелей), в Швейцарии - 83 евро. Если же взять покилометровый тариф, то на самой длинной платной дороге Италии он составляет 0,07 евро за км. Самыми дорогими в Европе считаются французские дороги: средняя стоимость проезда - 0,12 евро за километр. В Испании - 3 евро на каждые 100 км. Кстати, на родине слова «автобан» - в Германии - мзду берут только с грузовиков (в среднем составляет 0,15 евро за км.), а для легковушек проезд бесплатный.
На территории Псковской области действует четыре платных участка автомобильных дорог общей протяженностью 226 км.

Любопытно, что в соседней Псковской области действуют 4 платных участка, три из них - приграничные. Любопытно в том смысле, что существует платный подъезд к Эстонии (23,2 км; стоимость 150 руб.) и к Латвии (62,3 км; стоимость 300 руб.), в то время как в самих этих балтийских республиках все дороги - бесплатные, при отличном качестве дорожного полотна.

Однако вернёмся на «нашу» М-11. Можно предположить, что как минимум одному её участку всё же гарантирована популярность, а именно - тому, который позволяет обойти Вышний Волочок. Удивительным образом государство, устроив объезды всех более или менее крупных городов на пути М-10 «Россия», не позаботилось, чтобы магистраль миновала центр этого города, ликвидировав опасность возникновения солидных пробок. В остальном же будущее новой скоростной дороги - под вопросом, учитывая платёжеспосбность граждан.

Разумеется, это - риски самих концессионеров. Но не будем забывать, что ради строительства М-11 со страшным скандалом вырубили Химкинский лес и новгородские сосняки, убили журналиста М.Бекетова, правдами и неправдами ради добычи песка изрыли, как кроты, Новгородчину, не щадя её природных и исторических памятников. Неужели всё это - ради громкого экономического пшика?

Сергей ХЛЕБНИКОВ

 

МЕЖДУ ТЕМ:

В ночь на 8 января, как , сообщает "Тайга.Инфо",  произошёл пожар в офисе ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" в Кемерове, которая является оператором системы взимания платы с дальнобойщиков за проезд по федеральным трассам.

По сведениям очевидцев, неизвестные бросили в окно бутылку с "коктейлем Молотова". Пожар потушили, вместо разбитых стекол на первом этаже здания установили щиты из ДСП.

Поделиться: