И, конечно, припевать лучше хором, лучше хором

Ливанов был вам плох? Ну, получайте Васильеву.

ФАКТ:

Д. Медведев назначил министром образования и науки РФ Ольгу Юрьевну Васильеву, о которой до 19 августа в этой многострадальной сфере ничего не слышали. 

КОММЕНТАРИЙ:

Ну, всё, окончательно пропал калабуховский дом образования. Спросил знакомых педагогов - они даже затруднились вспомнить, кто был последним «настоящим» министром образования Российской Федерации. «Настоящим» - в том смысле, что МОГ знать и свободно ориентироваться в том, как устроен фундамент этого самого образования. Основанием же пирамиды, с их точки зрения, является общеобразовательная школа. Трудно не согласиться.

Но у нас то ректор Института имени Лумумбы Филиппов образование возглавлял, то Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга Фурсенко. До них был проректор «Бауманки» Кинелёв, которого вообще мало кто помнит. А до него - ректор провинциального института Ткаченко, тоже забытый. Получается, что последним специалистом именно в педагогике из министров образования России был (недолго, в 1990 - 1992 годах) Эдуард Днепров, автор закона «Об образовании» 1992 года, который был признан ЮНЕСКО одним из самых прогрессивных и демократических законодательных актов конца XX века. У Днепрова получилось не всё, поста его лишили, но все его сменщики оказывались ещё дальше от проблем школы.

Постоянно критикуемый со всех сторон  Дмитрий Ливанов работал прежде хотя бы ректором МИСиС. А вот пришедшая на его место Ольга Юрьевна Васильева вообще НИКОГДА не руководила ни одним образовательным учреждением. Более того, она - не педагог. Ну, или почти не педагог. По первому образованию она - хоровой дирижёр, выпускник института культуры. Потом был в её биографии и пединститут - исторический факультет. Ещё она то ли закончила, то ли нет Дипломатическую академию МИД по специальности «Международные отношения». Училась в аспирантуре Института истории СССР. Читала лекции в вузах. Всё?

Нет, не всё. Интересно знать научную специализацию доктора исторических наук. А специализировалась она на истории Русской православной церкви советских времён. Точнее - сталинских времён.

Некоторые интеллигентные оппозиционеры сразу забеспокоились, не повлечёт ли явление клерикализацию образования. Протодиакон Андрей Кураев уверяет, что это произойдёт едва ли, хотя серьёзной аргументации и не приводит (http://diak-kuraev.livejournal.com/1295505.html). Но уже на следующий день и Кураев несколько обеспокоился, прослушав лекцию г-жи Васильевой и обратив внимание на то, как она трактует патриотизм и какую роль ему отводит (https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=yYsBS9i9euk). «Если мой соотечественник совершил доброе дело - мне непонятна логика, по которой из этого можно вывести необходимость любить правительство, Думу и прочие элитки. А ведь госпатриотизм означает именно и только это», - призадумался добрый христианин о. Андрей.

Но О. Васильева не зря пришла на пост не из системы образования и не из церкви, а с должности замруководителя управления по общественным проектам Администрации президента Российской Федерации. Госпатриотизм - важнейший общественный проект АП.

Общество действительно должны беспокоить, думается, не научные интересы О. Васильевой, связанные с историей Церкви, а её политические идеалы. Например, в лекции перед прокремлёвской молодёжью она объясняла, что идеальный политик - это «прежде всего царь, который заботится о благе Отечества». Это явно связано для неё с фигурой Сталина, без которого в своих научных работах она обойтись не могла. И если повсеместно можно встретить тезис о том, что Сталин стал таким патриотом-патриотом во время Великой Отечественной войны, то Васильева обнаружила, что патриотизм «отец народов» взял на вооружение ещё в 1931 году. Так что последующие репрессии осуществлялись, стало быть, исключительно из патриотических убеждений. На наш взгляд, доктор наук чуть более, нежели необходимо для научной деятельности, очарована фигурой «сильного властителя» либо «царя», который «заботится о благе Отечества».

Коновалов В.Я.Сегодня такие взгляды принято характеризовать  как консервативно-охранительные. Точнее - «реставрационные». Потому что для их процветания необходимо сначала реставрировать в полной мере ауру помазанника Божьего или вождя (тут уже не важно -   «помазанник» он народный или так... сам зашёл в тронный зал, да и уселся на свободное сиденье).

У нас есть и другие консерваторы и другие охранители. Только действуют они в сферах, где воздействовать на население не могут. Ведь, несмотря на обилие сталинистов в обществе, значительная часть взрослых граждан ни им, ни их идеалу не верит и мешает своим существованием возвращению светлого прошлого - с его  балетом, ГУЛАГом и Гагариным. Для полной победы нужно воспитать новое поколение. Нужно идти в такую нежную сферу, как народное образование.  

Известно, что Васильева близко сотрудничала с епископом Тихоном Шевкуновым. Его считают духовником В.В. Путина. С ним же связывают и многие взгляды Путина - в том числе его почти мессианское самоощущение. Не исключено, что карьере Васильевой способствовал именно Шевкунов. Может быть, и в силу её очарованности идеей «сталинского Возрождения» страны. Такие вот духовные скрепы могут объединять эти фигуры. (Премьера Медведева, реально назначившего нового министра, в расчёт не берём - потому что его никто в расчёт не берёт, и никакой самостоятельной силой он не располагает).

Но тогда потенциальную угрозу для образования составит ревизия общественных наук.

Как бы все учебники истории детям и молодёжи не заменили сочинения другого «патриотически настроенного» российского министра - г-на Мединского. А во внеурочное время - обязательное членство в каких-нибудь «новых пионерах». Не обязательно - с хоровыми молитвословиями новому же вождю. Но почему бы и не с ними?

Очень может быть, что мы рано бьём тревогу: Ольга Юрьевна, как товарищ Саахов, ещё «ничего не сделала, только зашла». Но ведь потом бить тревогу будет уже совсем не для кого и незачем.

Сергей ХЛЕБНИКОВ

Поделиться: