Вместо мёртвой тишины - мёртвый закон

22 ноября 2016, 17:19 / 0

Сколько ни шуми - полицейский не придёт. Потому что закон, защищающий наш покой, - беззащитен сам.

Что нельзя шуметь и мешать соседям с 11 вечера до 6 утра, знают все. Откуда? А непонятно откуда. Впитали с молоком матери. Знаем и всё. И это правильно. Не нарушать чужие права, в том числе и на спокойный отдых – нормальное правило человеческого сосуществования. Общественная норма. Правда,  отдельные субъекты иногда пренебрегают общественными нормами и тогда необходимо применение  к ним ответственности, установленной уже нормой юридической. Вот как раз с юридической нормой у нас оказался непорядок.

Осенью 2013 года областная Дума отменила существовавшую доселе норму об административной ответственности за нарушение тишины и покоя. Хоть штраф за это был и небольшим – до пятисот рублей на граждан, но кое-кого он всё же заставлял вести себя законопослушно. По крайней мере, количество составленных протоколов за это деяние из года в год росло и нарушители штрафовались.  Результат отмены наказания оказался плачевным – отдельные несознательные элементы, презирающие общепринятые нормы поведения, распоясались и стали сильно досаждать соседям. Понятно, что это породило законное возмущение добропорядочных граждан, которые, в свою очередь, стали досаждать теперь уже представителям власти своими жалобами и просьбами такую ответственность вернуть. В результате 1 февраля 2016 года норма об охране тишины и покоя снова появилась. И стала даже лучше прежней. В соответствии со статьей 6 Областного закона Об административных правонарушениях, нарушение тишины и покоя граждан в период с 22.00 часов до 08.00 часов и с 13.00 часов до 15.00 часов в будние дни, а также с 22.00 часов до 10.00 часов в выходные (субботу и воскресенье) и нерабочие праздничные дни -

влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот рублей до одной тысячи пятисот рублей; на индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц - от двух тысяч рублей до двух тысяч пятисот рублей.

Справедливость восторжествовала? Увы. Красивая норма фактически существует лишь на бумаге.

Летом 2014 года российский Кодекс об административных правонарушениях пополнился нормой, по которой протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соответствующими соглашениями.  Это означает, что областной закон органам полиции, которые, как известно, являются федеральным ведомством, не совсем закон. В том смысле, что исполнять его в части составления протоколов полиция может  и должна … по договору. Есть такой договор-соглашение у области с МВД – полиция протокол составляет и нарушителя к порядку призывает, а нет – на нет и суда нет.

Казалось бы, какие разногласия могут быть у властей разных уровней, чтобы заключить между собой соглашение для благой цели – защиты прав граждан. Но, видно, есть какие-то причины. «За прошедший период с 22 июля 2014 года (дата вступления в силу указанных изменений) по настоящее время вышеуказанные соглашения не заключены ни одним из субъектов Российской Федерации…». Это уже цитата из пояснительной записки к проекту федерального закона об изменении Кодекса об административных правонарушениях, подготовленного законодательным собранием другого субъекта Российской Федерации – Еврейской автономной области. Нужные людям правила о необходимости соблюдения тишины оказались «мёртвыми» не только у нас, но и в других регионах. Причина та же – некому приструнить дебоширов и составить на них протокол. Конечно, на полиции свет клином не сошёлся и полномочия по составлению протоколов могли бы быть переданы и другим должностным лицам. В Еврейской автономной области так и поступили – отдали эти полномочия органам местного самоуправления городских, сельских поселений, городского округа. И получили результат – 74 протокола против сотен таких же грозных документов, составлявшихся ранее, когда этим занималась полиция.

Чудес в этом тоже никаких нет. У муниципальных чиновников нет ни пистолета, ни красивой формы и работают они днём, а не ночью, но самое главное – у них нет особого правового статуса, которым обладают работники полиции. А ведь не в меру «разошедшегося» гражданина, а то и целую компанию,   одними уговорами не успокоишь. Иногда и силу надо применить.

Абсурдность нынешнего положения с написанными на бумаге, но неработающими правовыми нормами, ясна всем. Даже не абсурдность, а абсолютная недопустимость такого. Закон, содержащий в себе санкции за его неисполнение и, получается, сам себя не способный защитить, превращается в насмешку, порождает правовой нигилизм и неуважение к праву вообще. Поэтому вполне понятна полная общественная поддержка  внесённого в Госдуму законопроекта об изменении административного кодекса. Раз невозможно добиться порядка в этой сфере с помощью региональных законов, так пусть будет федеральный. Лишь бы людям хорошо было. Вот и журналисты обрадовались. "Российская газета" обнадёжила – мол, уже в декабре закон рассмотрят, местные СМИ подхватили – уж скорее  бы. Но быстро только сказка сказывается. У этого нужного законопроекта может оказаться нелёгкая судьба.

Попытки поправить федеральное законодательство в этой части предпринимались и раньше. И в 2010-м, и в 2013-м законопроекты на эту тему уже в Госдуму вносились, но приняты так и не были. Нынешний законопроект внесён летом 2016 года, то есть ещё в  думу прежнего состава. Поставлен в план на рассмотрение в первом чтении. Быть может, будет рассмотрен, а может, будет перенесён, как это было в 2010 году, когда законопроект переносили четырежды и лишь в 2011 году отклонили. Пессимистичная перспектива законопроекта основывается на одном отнюдь не мелком обстоятельстве. Депутаты в Госдуме - новые. А вот работники - нет. Любой законопроект проходит предварительную правовую экспертизу. «Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ «Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях» административная ответственность устанавливается за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В настоящее время федеральное законодательство не содержит норм, обязывающих соблюдать режим тишины в ночное время с 23.00 до 7 часов». Это цитата из заключения правового управления Госдумы 2010 года. Под ним стоит подпись заместителя начальника управления: М.В.Деменков. А это – цитата из заключения этого же управления, но от 18 октября 2016г.: «…между тем, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ административная ответственность устанавливается за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В настоящее время федеральное законодательство не содержит норм, обязывающих соблюдать режим тишины в ночное время с 22.00 до 6 часов…». И подпись: нет, не заместитель, а теперь уже начальник правового управления М.В.Деменков.  

Пять лет назад законопроект отклонили…   

Не знаю, что послужило причиной отклонения законопроекта тогда. Процитированное ли заключение правового управления или неудачно сформулированная норма, или политические мотивы. Не берусь сказать, будет принят или отклонён законопроект и в этот раз. Не вызывает сомнения лишь то, что так как есть - быть не может. Закон, независимо от того, федеральный он или областной, или есть – и тогда он работает, или его нет. А промежуточного положения не бывает. Потому что в этом случае, говоря словами известного классика, «формально правильно, а по существу издевательство».

Константин ДЕМИДОВ

Поделиться: