Снова - «большие надежды»

«Смена караула» в новгородском Доме Советов произошла. Что новгородцы ожидают от человека, который заступил на пост? Какие «подводные камни» могут ожидать его самого?

В эксперты мы позвали новгородского политолога и социолога Александра ЖУКОВСКОГО и вице-спикера Думы Великого Новгорода Константина ДЕМИДОВА.

Александр Жуковский: Отставка Митина была ожидаема. Вернее сказать, даже желаема определённой частью жителей региона. Я не имею в виду лишь местных блогеров. Их не так много, но они активны и выражают точку зрения различных групп. Сформировался некий запрос «снизу» на перемену первого лица. Конечно, здесь имеет значение и фактор времени – почти 10 лет бессменного руководства создают определённую усталость от одного и того же лица и эмоций. Тем более, если при этом никак не меняется стиль руководства, не вносится какой-то новизны хотя бы на уровне риторики. Но есть и ещё один - наш сугубо местный фактор. В социологии есть понятие максимальной и минимальной величин в оценке кого-то или чего-то общественным сознанием. Некие крайности, за которые уже не заходят. Вот в Новгородской области долгое время в 90-е годы максимальные отрицательные значения (антирейтинг), с точки зрения населения, получал некто В. Бублик (он возглавлял комитет по госимуществу в период чубайсовской приватизации, и теперь его уже мало кто помнит). Потом «эстафету недоверия» перехватил Г. Бурбулис – политик федеральный, но также несимпатичный в глазах людей. А вот в период 2011 - 2013 г.г. за статус «антигероя» боролись мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев и губернатор Сергей Митин.

Константин Демидов: Позвольте, но в эти годы никакого противостояния не было. Напротив, были праздники, деньги, город прихорашивали, как могли. Что-то вы путаете, Александр Иванович.

А.Ж.: Нет, ничего не путаю. Некая конкуренция между двумя руководителями, одинаковыми по возрасту, взглядам, стилю руководства возникла как раз тогда, а уж апогея это всё достигло к 2015-му, когда состоялся импичмент мэра, отменённый затем судом. В длящемся «соревновании» антигероев с этого момента проиграл («выиграл») и уже уверенно удерживал статус антигероя Сергей Митин, и это объективно. Это была «борьба» не за позитивную перспективу, а просто за то, кто виноват больше! А подавалась как борьба за справедливость. Сейчас, когда «главная причина» осталась в прошлом, поиск виноватых будет продолжаться.

-  Но почему? Разве требования навести порядок в городе, достичь определённых показателей не были справедливы? Или сказалась традиционная народная жалость к гонимому мэру? Или манеры и стиль руководства губернатора сыграли роль?

А.Ж.: Скорее всего, как раз последнее. Авторитарный стиль губернатора, сначала воспринимаемый как строгость и требовательность, потом перерос в общественном сознании в этакое неодобряемое самовластье. И это сказалось на отношении населения не только к нему. В целом рейтинг доверия к власти (лицам, представляющим власть), по сравнению даже с 90-ми годами, на региональном уровне резко снизился. Причём это падение произошло не за счёт недоверия к властным институтам как таковым, а за счёт лиц, эти  институты представляющих.

-  Выходит, общественные настроения требовали, чтобы «антигерой» ушёл?

А.Ж.: На самом деле - и «герой», и «антигерой», а то и сразу все. Без разницы. Просто именно на Митине сфокусировались эти отрицательные настроения. А под занавес требовали уже, чтобы ушли все – и вице-губернаторы, и члены областного правительства, и администрация города. Да и сейчас, кстати, требуют – загляните в Сеть.

- Константин Дмитриевич, вы в данном случае не сторонний наблюдатель, а включённый в процесс человек. Ведь вы тоже критиковали Юрия Бобрышева и голосовали за его отставку, а потом, будучи профессиональным юристом, даже представляли интересы Думы в суде против мэра.

К.Д.: Да, и представлял, и критиковал. И сейчас критикую. И до избрания депутатом Думы критиковал - посмотрите материалы в «Новой новгородской газете»... Другое дело, что причина критики не в какой-то соревновательности. Нам делить нечего. Просто я так понимаю роль депутата представительного муниципального органа: депутат представляет своих избирателей как бы «снизу». То есть выступает от их имени перед исполнительной властью – той, которая наделена полномочиями исполнять пожелания горожан-избирателей. Естественно, что полного согласия здесь нет и быть не может. Всегда хочется чего-то большего, и депутат этого должен требовать, а у мэра, как представителя прежде всего исполнительной власти, на это «что-то» обычно не хватает то денег, то специалистов, то ещё чего-то. Поэтому наличие некоторых противоречий и критики во взаимоотношениях депутатов и исполнительной власти, на мой взгляд, абсолютно нормальная, я бы сказал, конструктивная форма взаимодействия.

-  Но так недолго и самому в «антигерои» попасть.

К.Д.: Согласен. Туда меня чуть было и не записали те, что к местной политике относятся как к игре, где обязательно кто-то должен быть «за большевиков», а кто-то «за коммунистов» и непременно играть до победного. Но я-то считаю, что это не игра, а серьёзная работа, конечным итогом которой является достижение максимально возможного, при существующих условиях, эффекта для горожан. Я имею в виду и расходование бюджета, и выполнение муниципальных функций.

- Но мы немного уклонились от темы беседы. Александр Иванович, на ваш взгляд, нет ли опасности у нового исполняющего обязанности губернатора быстро попасть в «антигерои», со всеми, так сказать, вытекающими последствиями?

А.Ж.: Такая опасность есть у любого политика. Есть и возможности этого избежать. Если взять Сергея Митина, то им изначально было совершено несколько ошибок. Вспомните, он входил в область как человек, посланный центром ликвидировать «бандитский заповедник». Уже с первых шагов все жители условно были разделены на «преступников», которые делали регион проблемным, и «дураков», которые всё это терпели. Был проигнорирован и, соответственно, не включён в социальные процессы потенциал граждан, которых условно можно отнести к «рациональному слою» (специалисты, руководители). Они создают рациональный, созидательный «фон», но вынуждены были жить и с «дураками», и с «преступниками» на одной территории. Их просто сбросили со счетов. А потому уже к концу первого срока губернатора этот неправильный подход начал давать отрицательные плоды. Рационально расположенные граждане и создаваемые ими тенденции стали уходить на периферию общественной и деловой жизни региона (экспертно - до 40% человеческого потенциала). Ещё в 2006 году эксперты могли без труда назвать пару десятков местных фамилий лидеров, влияющих на стратегические решения в регионе. Однако уже через несколько лет правления Митина таких в регионе почти не осталось, они были вытеснены из процессов согласования интересов. Выборы на второй срок и избирательная кампания губернатора могли стать хорошим поводом для подведения итогов, постановки диагноза неблагополучия и коррекции. Такие рациональные подвижки (правда, по подсказке из Центра) в структуре администрации было наметились. Приняли решение и выделили деньги на создание Ситуационного центра, который и должен был стать новым концептуальным штабом. Однако выборы прошли, и удовлетворённый их итогами губернатор, получивший с помощью мобилизованного административного ресурса мандат на новый срок, вернулся к старым схемам. За скобками регионального политического режима оказалось уже до 60% человеческого потенциала области. Начиная с 2012 года режим правления Сергея Митина держался только на авторитете государства. Указ об отставке из Центра явно запоздал. Я об этом говорю уже несколько лет.

-  Что новому губернатору с этим делать – идти искать рациональное в 60%, а 40% «вытолкать» (среди них, я понимаю, как раз те сопутствующие «антигерои» в ранге вице-, советников, членов и прочих «птиц высокого полёта»)?

А.Ж.: «Вытолкать» совсем не обязательно. Места всем хватит. «Люди всякие нужны, люди всякие важны». Нужно менять схемы, технологии, инфраструктуру управления. Вовлекать вытолканные 60% обратно в организованное рациональное общественное пространство и сотрудничество.  

Этого сейчас ждут все. Другое дело, что если движений в сторону объединения не последует, очень скоро найдутся те, кто подскажет населению, что опять «царь ненастоящий».

- Уже сейчас многие из тех, кого как раз общественное мнение не жалует, истово клянутся в любви и верности новому руководителю, кричат «правильное решение» и готовы почти целовать песок, по которому врио ещё и пройти не успел.

А.Ж.: А что же вы хотите? В начале нашей беседы я уже отметил, что сегодня, главным образом, «работают» эмоции. Фактически «связанные» режимом региональные официальные СМИ не вносили проблемы в общественное поле, не инициировали их обсуждение. Фактически именно интернет-аудитория региона хоть и с опозданием, но смогла повлиять на ход событий. Думаю, здесь сыграла роль и некоторая «увлечённость» со стороны федерального центра именно этими площадками при мониторинге ситуации на местах. Правда, это может сыграть и злую шутку. Интернет на определённом этапе помог сделать адекватную оценку ситуации, но никакого нового качества он не создал. Очередной субъект регионального управления всё равно прислан из Москвы, и предстоящие выборы будут носить как бы вспомогательный характер, играя роль не первичного выбора, а последующего одобрения сделанного Центром предложения, от которого невозможно отказаться.

- А в чём же злая шутка?

А.Ж.: В переоценке роли интернет-площадок.

К.Д.: Согласен с Александром Ивановичем. В местном интернет-пространстве вовсю толпятся и те, кто свидетельствуют своё почтение, и те, кто, подобно мухе на шее у быка, «пахали» на ниве «свержения» прежнего губернатора, и те, кто «знает» ответы на все вопросы, особенно разбираются в кадровой политике – кого убрать, кого назначить, а есть и те, кто не прочь продолжить игру и теперь вплотную заняться новым лицом: правда, пока не определившись – выступая за него или против, но будучи абсолютно уверенными, что «я всё могу». Иллюзия того, что ветер дует из-за того, что качаются деревья, всё же кое у кого осталась. Потому и прав Александр Иванович, что не стоит переоценивать роль Интернета и особо им увлекаться. Это всё-таки не зеркало, и изображения в нём уже давно научились делать вовсе не таким, какими они есть на самом деле.

- Сейчас много говорят о том, что же должен сделать новый губернатор. Полагаем, что и советы в кадровой политике ему дают, и себя предлагать не стесняются, и откровенно и неприкрыто льстят, надеясь понравиться и что-то для себя получить. На одном из интернет-ресурсов даже опрос запустили: что же должен сделать новый губернатор, чтобы удовлетворить ожидания новгородцев. Забавно, что в какой-то момент лидировали два ответа – развитие промышленности и «ничего не ожидаю, всё будет по-старому». Причём последний ответ был на первом месте. Так что же он НЕ должен делать в первую очередь?

А.Ж.: Не секрет, что новый губернатор приехал не один. Сказать, будут ли приехавшие с ним лица, а это всё молодые люди, основой его будущей команды, пока сложно. По крайней мере, сам он об этом не заявлял. Но то, что его окружение призвано «креативить», сомнений не вызывает. Собственно, его предыдущее место работы – Агентство стратегических инициатив - не оставляет ему выбора. Он просто обязан быть прогрессивным, инновационным, стратегически мыслящим, заточенным на результат и прочая, прочая. Наверное, все эти качества ему присущи. Надеюсь. Но никакого результата невозможно достичь мгновенно. Даже самая хорошая экономическая идея, а результатов от него ждут, прежде всего, в экономике, требует времени на свою реализацию. Вряд ли удастся до сентябрьских выборов построить какой-нибудь завод или реанимировать где-нибудь старое производство. А позитивные результаты показывать надо. Так что задача трудная.

- Зато за короткое время можно всё сломать. И это тоже результат.

К.Д.: Но не всегда положительный. Если речь пойдёт о сломе управленческой структуры в областном правительстве, вряд ли общественное мнение станет возражать. Но и результат может оказаться неочевидным. По крайней мере, для обычных людей. А нужно что-то яркое, понятное. Тут главное нащупать правильную сферу, где новые идеи будут положительно восприняты. Что я имею в виду? У нас любят порассуждать о происхождении первых лиц. Мол, не местный, «варяг». Кстати, слово уж очень такое новгородское – водный путь «из варяг в греки» через наш древний город проходил. Не принято у нас доверять варягам. Вот, мол, прежний губернатор был не местный – видите, что получилось. Можно, конечно, к таким разговорам относиться несерьёзно. Но неоспоримо, что наш город с очень глубокими историческими корнями. Без преувеличения, каждый горожанин ощущает себя жителем прежде всего исторического города. И это налагает определенный и сильный отпечаток на нашу жизнь.

- Да, парадоксально, но в Великом Новгороде за его длинную историю население несколько раз полностью менялось. Последняя война практически не оставила на его территории коренных жителей, а дух города, его традиции неизменно здесь воспроизводятся среди тех людей, кто здесь живёт.

К.Д.: Вот именно. Многие приезжие очень быстро становятся настоящими новгородцами, проникаются этим духом и искренне любят и оберегают город. И речь идёт не о материальных, а духовных ценностях. Со стороны мы кажемся иногда излишне консервативными, и возникает соблазн «подзадорить» горожан извне.

- Да, например, притащить памятник Рюрику, плывущему на корабле, чтобы сделать счастливыми древних новгородцев. Помним эту затею, возникшую как раз в начале губернаторства Митина. Грандиозное сооружение в стиле Зураба Церетели, которое некие доброхоты хотели даже бесплатно отдать. И место тогда власти насмотрели на Рюриковом городище – чтобы с Волхова получше видно было.

К.Д.: Насмотреть-то насмотрели, да не учли менталитета местного. Не нужны нам такие подарки. При всём уважении и лучших чувствах. На собрании Общества любителей древности мы тогда это предложение обсуждали и единодушно высказались против. И люди тогда поддержали.

-  Кстати, Митин эту черту новгородцев довольно быстро понял. И старался в культуру не вмешиваться. Хотя с ним и связывают идею переименования проспекта Карла Маркса во что-нибудь. Как потом придумали - в Воскресенский бульвар.

К.Д.: Связывают - и многие не могут простить. Два переименования улиц – Григоровского шоссе и проспекта Карла Маркса - оставили глубокую травму в душе многих новгородцев. И об этом постоянно вспоминают и ставят в укор даже мне – нынешнему председателю топонимической комиссии, хотя как раз те переименования не на моей совести.

- Но на совести современных властей.

К.Д.:  Да. И переживания никуда не делись. Поэтому если говорить о том, чего точно не стоило бы делать, с чего точно не надо начинать, так это с каких-то резких движений, затрагивающих культурную сферу. Думаю, новгородцы могут многое простить и со многим согласиться, если речь идёт об экономике. Можно приглашать инвесторов, можно их спроваживать. Можно управлять по старинке, а можно внедрять проектное управление. Но нельзя в угоду сиюминутным целям бросать под ноги то, чем новгородцы дорожат.  Это точно неверный способ завоевать расположение людей.

А.Ж.: Надеюсь, что новый губернатор и та управленческая команда, которую он сформирует, станет в конечном итоге «своей» для большинства новгородцев, и желаю ей успехов.

- Думаем, это не только ваша надежда...

P.S.:

Начитанные читатели, наверное, догадались, что заголовок мы позаимствовали у Чарльза Диккенса. Но тогда они должны помнить, что у всех героев его романа «Большие надежды» с реализацией этих больших надежд было всё очень непросто... 

 

Поделиться: