Псковичи и новгородцы: померяемся бюджетами

04 февраля 2016, 18:52 / 0
Тэги: 

Исторически так сложилось, что Новгородская и Псковская области являются не только ближайшими соседями, но и извечными соперниками.

«Шумим, братцы, шумим!»

Культивируемая нынче в государстве система рейтингования подталкивает регионы почаще «заглядывать через забор» к соседям, чтобы узнать: а как там идут дела?

Нешуточные страсти разгорелись в СМИ двух губерний в декабре минувшего года при обсуждении и принятии региональных бюджетов на 2016 год. Официальная пресса, естественно, доказывала преимущества тех или иных статей основных финансовых документов, общественники критиковали власти, – в общем, и в Новгородской, и в Псковской областях картина наблюдалась примерно одинаковая. За некоторым исключением.

Новгородские критически настроенные «активисты» во время общественных слушаний и в интернет-публикациях убеждали, что «всё плохо», без попыток привести весомые аргументы или, по крайней мере, примеры, где это и как это – когда «всё хорошо».

Псковичи же сравнили свой бюджет с новгородским, причём, в пользу соседского. Независимая газета «Псковская губерния» была даже чересчур резкой по поводу своего губернского бюджета: «Он действительно оказался никаким с экономической точки зрения: никаких революций, никаких новаций, отсутствие потенциала, замедленное, но падение почти всех ключевых показателей, снижение и доходной, и расходной части».

При этом, всё-таки не удержавшись от укола Новгородчины и повторив расхожую байку о том, что у соседей чуть было не случился  дефолт, независимый еженедельник констатировал: «В Новгородской области, которая и в прошлом году верстала отличный от Псковского региона бюджет… в этом году пошли на новый эксперимент и готовятся принять бездефицитный бюджет, сократив почти все сомнительные расходы на экономические проекты и поддержку близкого к власти бизнеса».

Ну что ж, не мы первые начали. Так чей же бюджет лучше? Правда у каждого своя. Поэтому давайте просто сравним параметры документов.

Неподдающийся бездефицитный

Общий объём доходов областного бюджета Псковской области на 2016 год утверждён в сумме 21,5 млрд. рублей, общий объём доходов областного бюджета Новгородской области – 25,1 млрд. рублей. Расходы областного бюджета наших соседей запланированы в сумме 23,1 млрд. рублей, Новгородской области – 25,1 млрд. рублей.

Если дефицит бюджета Псковской области составляет 1,6 млрд. рублей, или порядка 10% от общего годового объёма доходов консолидированного бюджета без учёта безвозмездных поступлений, то у нас впервые за последние несколько лет на 2016 год сформирован бездефицитный бюджет.

Любопытно, что Новгородская область уже дважды, при планировании на 2006 и 2007 годы, утверждала областной бюджет без дефицита. Но жизнь вносила свои поправки, и к концу годового периода региону по факту выйти на бездефицитный бюджет не удавалось. Кстати, в декабре 2014 года, когда регионы принимали бюджеты на трёхлетний период до 2017 года, и псковичи, и новгородцы рассчитывали, что их областные бюджеты на 2016 год могут быть исполнены с профицитом. Но существующие реалии призвали к сдержанности, и наши соседи даже не стали бороться за бездефицитный бюджет, а новгородцы всё-таки рискнули утвердить бюджет с нулевым дефицитом.

Федерация в помощь!

Утверждены в основных финансовых документах губерний и объёмы межбюджетных трансфертов. Тут, надо признать, псковичи новгородцев обошли: нашим соседям из федерального бюджета перепадёт 5,4 млрд. рублей, новгородцы могут рассчитывать лишь на 3,2 млрд. рублей. Причём, официальные источники в Псковской области при обсуждении бюджета заявляли, что цифры неокончательные и область может получить дополнительные средства от Федерации. Впрочем, и в нашу область могут поступить дополнительные межбюджетные трансферты, которые федеральный центр будет распределять в течение года.

Исходя из численности жителей в наших областях, Псковской – 651,1 тыс. человек и Новгородской – 618,7 тыс. человек, прикинем доходы областных бюджетов на душу населения. На одного новгородца придётся 40,5 тыс. рублей, псковича – 33,1 тыс. рублей. Федеральная же «подпитка» регионов в расчёте на одного жителя составит в Псковской области 8,3 тыс. рублей, в Новгородской – 5,1 тыс. рублей.

Интересная картина получается: Новгородская область являет собой пример странной «справедливости» при выравнивании региональных бюджетов. Наши две области ничем не богаче одна другой. Если судить по природным ресурсам, что у нас, что у соседей - реки, озёра, леса, болота. В плане населения – в Новгородской области оно постарше, здесь больше людей пенсионного возраста, и значит, в процентном отношении экономически активных жителей на Новгородчине меньше. Но денежек в областную казну каждый   приносит больше, чем житель Псковской области в свою. Поддержка при этом из федерального бюджета соседу оказывается масштабнее. Справедливо ли это?

Критично настроенные псковичи констатируют: объем областного бюджета по доходам снизился с 24,6 млрд. рублей в 2015-м до 21,5 млрд. рублей в 2016-м. И сравнивая эти суммы с 2014-м, когда доходы областного бюджета составляли 26,8 млрд. рублей, резюмируют, что «всего за два года областной бюджет усох ровно на четверть».

Новгородцам есть, что поставить в противовес. Доходы областного бюджета растут: 2014 год – 22,8 млрд. рублей, 2015 – 24,7 млрд. рублей, в 2016 году в областную казну поступит 25,1 млрд. рублей.

Может быть, регионы расхолаживает федеральная поддержка? По мнению специалиста в области социально-экономического развития регионов, директора региональных программ Независимого института социальной политики, профессора МГУ Натальи Зубаревич, за последние десять лет власть приучила большинство субъектов жить пассивно и ждать дотаций из центра.

Не забыты стар и млад

А теперь посмотрим, какие расходы предусмотрены в областных бюджетах губерний. В Новгородской области планируется направить на образование 5,1 млрд. рублей, Псковской - 4,6 млрд. рублей, на здравоохранение новгородский бюджет предусматривает 4,2 млрд. рублей, псковский - 4,5 млрд. рублей, на социальную политику соответственно – 5,6 млрд. рублей и 4,3 млрд. рублей. И тот, и другой бюджеты сохраняют социальную ориентированность. В обеих областях на финансирование социальной среды в 2016 году будет направлено более 60% общего объёма расходов.

В Псковской области в рамках госпрограммы развития здравоохранения запланировано завершение строительства перинатального центра, оперблока областного онкологического диспансера, капитальный ремонт хирургического отделения городской больницы в Великих Луках. Финансирование аналогичных задач предусматривается и в новгородском регионе: строительство пяти объектов здравоохранения - Зарубинской ЦРБ, поликлиники в посёлке Панковка, ФАПа в Демянском районе, центра респираторной медицины в Старой Руссе, отделения радионуклидной диагностики областного клинического онкологического диспансера.

В Великом Новгороде в нынешнем году будет построена новая школа. Аналогичная новостройка затевается и во Пскове.  

В целом областные бюджеты обеих территорий гарантируют реализацию мероприятий в рамках государственных программ, исполнение социальных обязательств перед населением.

Добавим, что бюджетные ассигнования дорожного фонда Новгородской области утверждены в сумме 2,6 млрд. рублей, объём дорожного фонда Псковской области составит 3,0 млрд. рублей.

Не копить долги

Надо отметить, что ни Новгородская, ни Псковская области, как и другие территории России, пока не смогут прожить без долгов. Причём, позиции у наших областей приблизительно одинаковые.

По опубликованным данным Министерства финансов Российской Федерации, государственный долг субъектов РФ на 1 января 2015 года составлял 2,089 триллиона рублей, к 1 декабря 2015 года вырос до 2,191 триллиона. Если прикинуть, то суммарный долг двух наших областей в общем госдолге субъектов РФ не превышает двух процентов.

Верхний предел государственного внутреннего долга Новгородской области на 1 января 2017 года законом об областном бюджете установлен в сумме 16,0 млрд. рублей. Аналогичный показатель областного бюджета Псковской области составляет 15,5 млрд. рублей.

В Новгородской области утверждён предельный объём расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в сумме 1,12 млрд. рублей. Псковичи предельный объём расходов на обслуживание госдолга определили в размере 4,2% от общих объёмов расходов на 2016 год, за исключением расходов, которые осуществляются за счёт субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, то есть около 1 млрд. рублей.

Можно надеяться, что уменьшить долговую нагрузку регионовпомогут действия, предпринимаемые Правительством РФ, которое в декабре минувшего года поручило Минфину принять меры для частичного замещения в январе–феврале 2016 года долговых обязательств субъектов РФ, подлежащих погашению в следующем году, кредитами из федерального бюджета.

Наверно, некорректно, учитывая сложную экономическую ситуацию, задавать вопрос, кто будет жить лучше в 2016 году – мы или псковичи. Понятно, что нелегко будет всем. И всё-таки хотелось бы, чтобы при всём благополучии у соседей у нас дела шли чуть-чуть лучше. Пока нет полных статистических данных о социально-экономическом положении в регионах за 2015 год. А в 2014 году, если судить опять же по статистической информации, новгородцы были в более выгодном положении. Среднедушевые денежные доходы населения составили в Новгородской области 24096 рублей, Псковской – 19128 рублей. По реальным денежным доходам Новгородчина вышла на первое место в Северо-Западном федеральном округе, Псковский регион был лишь на шестом. По росту реальной начисленной заработной платы мы заняли пятое место в СЗФО, наши соседи – девятое. Может быть потому, что мы лучше работали?

На кухню к финансистам

И ещё вот о чём хотелось бы сказать. Закон об областном бюджете в чистом виде – очень сложный документ. Без специальной подготовки в нём разобраться практически невозможно. Но для тех, кто хочет вникнуть в тонкости бюджетной политики и бюджетного процесса, познакомиться с условиями формирования и параметрами бюджетов, третий год реализуется совместный проект Министерства финансов Российской Федерации и Открытого правительства «Бюджет для граждан».

Каждый регион должен создать такой раздел на официальном сайте. И если при подготовке нашего материала был легко доступен «Бюджет для граждан», опубликованный на сайте департамента финансов Новгородской области, то страница «Бюджет для граждан» на сайте управления финансов Псковской области не открылась ни в декабре, ни во время рождественских каникул, ни в 20-х числах января. Видимо, у кого-то что-то не так с Интернетом. 

А новгородским финансистам спасибо за то, что позволяют всем желающим заглянуть на свою «кухню» и в доступном виде продемонстрировать, из чего готовится и как делится на кусочки, большие и маленькие, сложный бюджетный пирог. В опубликованном рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных за 2015 год Новгородская область находится в серединке, на 34 месте с 79 набранными баллами. Псковская область делит 74-76 место с Республикой Северная Осетия – Алания и Республикой Хакасия, имея в зачёте 32 оценочных балла.

Впрочем, всё дело, конечно, не в рейтингах и баллах. А в том, как нужно всем нам потрудиться, каждому на своём рабочем месте, чтобы обеспечить ингредиенты для выпечки того самого областного «пирога», желательно пышного и вкусного, которого хватит на всех.

Наталья МЕЛКОВА

Поделиться: