Новгородский губернатор стал жертвой жонглёров

У противников новгородского губернатора – большая радость: им выпала возможность делиться в социальных сетях новостью об очередном политическом поражении Сергея Митина.

На сей раз источником информации стала маркетинговая компания «Борис Григорьев и партнёры», соорудившая документ, который назвала  «Рейтингом репутации губернаторов РФ». В таблице, составленной маркетологами, Сергей Митин занимает 81-е место – то есть пятое с конца в списке глав субъектов Федерации. 

Даже беглый взгляд на документ вызывает недоумение: давно ли маркетинговые компании стали специализироваться на оценке политических фигур – да и располагают ли они подходящим для этого инструментарием? Внимательное изучение пояснительной записки к таблице участников рейтинга не добавляет веры в возможности составителей рейтинга. Причина сомнений – в самой методологии. Составители рейтинга указывают, что «Рейтинг основывается на выдаче поисковых систем по ключевым запросам с помощью сервиса Pravdaserm, который анализирует ресурсы на первой странице выдачи поисковых систем Яндекс и Google и соотношение позиции, веса, тональности и степени контроля за ресурсом со стороны губернаторов». Поясним: репутацию вычисляют исключительно по публикациям в Интернете.

«Борис Григорьев и партнёры» объясняют это весьма сомнительной истиной: «Большая часть электората перенесла свои коммуникационные предпочтения в Интернет». На самом деле это касается весьма специфической части «электората». Всё-таки «электоратом» лучше считать аудиторию, которая имеет не только право, но и желание участвовать в выборах, а большинство активных пользователей, ведущих в Сети бурные дискуссии, этим правом в конечном итоге пренебрегают. «Лидеры  общественного мнения», выявляемые Сетью, как правило, побед не одерживают.  Во всяком случае, в России.

Цель маркетинговой компании – попытаться продать свой продукт верховной власти страны, которая намерена в течение ближайшего квартала получить рейтинги глав регионов, в том числе основанные на доверии населения.

Должно быть, желающих подзаработать на политическом PR, в том числе и чёрном, вдохновил пример нового президента США. Авторы рейтинга губернаторских репутаций прямо пишут: «Победа Трампа на выборах стала новым словом в политтехнологиях. Он победил, опираясь только на интернет-сообщество, несмотря на неутешительные данные социологических опросов и потоки критики в СМИ». Посыл неверен: во-первых, структура и природа электоральной активности в США и в РФ – разная, к тому же о победе Трампа пока говорить рановато: вселиться в Белый дом – ещё не значит состояться именно как президент.

Набиваясь в «поставщики  двора», маркетологи жонглируют цифрами. Например, утверждают, будто «результатам поисковой выдачи доверяют 95% пользователей». Хотя, когда речь идёт о поиске в Сети, о «доверии» говорить странно: эта категория не годится для описания взаимодействия человека и телефонного справочника, например.

Более того, оказывается, что учитываются лишь первые десять упоминаний, которые выдаёт поисковик. Потому что «Известно, что среднестатистический пользователь удовлетворяется результатами поиска уже с 6-7 позиции выдачи».

Собственно, сам «репутационный рейтинг» подтверждает несовершенство методологии: самый высокий результат – у калининградского губернатора Антона Алиханова, назначенного на пост лишь в октябре прошлого года. Составители честно признают, что «большая часть выдачи включает положительные ресурсы, содержащие новостную и биографическую информацию, краткие и сухие факты». То есть чем меньше времени работает глава региона – тем меньше успевает «провиниться». Точнее – тем меньше у него появляется врагов, способных разместить в Интернете компрометирующую информацию.

Действительно: в четвёрке аутсайдеров – двое ветеранов: Митин и самарский губернатор Меркушкин. И если антирейтинг последнего можно объяснить чрезмерной говорливостью, способностью изрекать сомнительные сентенции, то результат его новгородского коллеги поясняется «коррупционным скандалом: новгородский районный суд приговорил бывшего первого замглавы администрации Новгородской области Арнольда Шалмуева к восьми годам за крупное хищение бюджетных средств». И только-то?

Возможно, общественности что-то и не известно, однако судебные материалы отнюдь не содержат указания на какую-либо вину Митина в случившимся.

«Таким образом, поисковые системы становятся новым источником данных об общественном мнении. Так ли это? Просто понаблюдайте за собой! Первое, что мы делаем при встрече с новой информацией, фактом, человеком или явлением – «гуглим» его. Поисковая выдача на экране формирует наше впечатление о запрашиваемом и даёт актуальный срез общественного мнения. Будущее уже наступило!» - радуются маркетологи, расхваливая свой труд.

В таком будущем, однако, жить не слишком-то хочется: это – будущее «чёрного пиара». А также «пиара белого»: «Борис Григорьев и партнёры» провоцируют губернаторов на закачивание огромных средств в собственные интернет-СМИ и в жирных троллей, которые, не вставая с дивана, будут заполнять Сеть хвалебными сообщениями о своих сюзеренах, ещё больше затемняя истинное положение дел.

Манипуляция останется манипуляцией, кто бы её ни осуществлял. 

Леонид МАЙОРОВ

Фото: Сергей БРУТМАН

Поделиться: