Не договоришься - отключат газ!

08 июля 2016, 15:57 / 0

Как очередную атаку неприятеля восприняли многие квартировладельцы новый поход коммунальщиков за их кровными деньгами. На этот раз на передовой оказались газовики. Правда, не те, что дают газ в наши кухонные плиты и колонки, а те, что за этим оборудованием должны следить.

Впрочем, для абсолютного большинства населения газовики, что называется, на одно лицо. Тем более что в прошлое, советское время, встречаться нам приходилось лишь с одними, являвшимися к нам стремительно и без приглашения в лице обычно почему-то пухленькой и веселой «газовщицы». Рассказывая что-то про непонятную «тягу», она  быстро и смело вывинчивала газовые краники прямо из трубы и так же стремительно, пока газ не успел преодолеть сопротивление засунутой по этому случаю в трубу тряпки, эти краники туда возвращала, но уже бережно смазанными, прошедшими «профилактику». Впрочем, это может быть лишь моё субъективное ощущение, и к кому-то в квартиру приходили исключительно хмурые дядьки. В любом случае все они были из синей будочки, стоящей во дворе, с надписями про газ и телефоном аварийной службы – 04, если кто забыл. 

Но это всё в прошлом. Нынче вместо «газовщиц» в квартиру пришли счета за обслуживание газового оборудования. И многими были восприняты как очередной незаконный побор. Какие ещё деньги за обслуживание, если и так за газ немало платим? Раньше-то никаких дополнительных денег не брали.

Увы, порадовать возмущённых собственников жилья нечем. И плата законная, и вносить её нужно. А иначе… Да, отключат газ. И не в шутку, а всерьёз. Газовики уже всем и продемонстрировали свои возможности, показательно, под телекамеру, отключив несколько квартир от газа. Как тут не забеспокоиться.

Не стоит, наверное, всех утомлять перечислением многочисленных нормативных актов, регулирующих процесс подачи газа в квартиры. Но одно постановление Правительства всё же назвать нужно: №410 от 14 мая 2013 года «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования». Этим постановлением утверждены правила пользования газом, обязательные и для газовиков, и для нас, потребителей.

Газ обычно поступает в квартиры по трубе, на которой есть масса разных приспособлений, обеспечивающих подачу газа и нашу с вами безопасность. Та часть трубы, что за пределами дома, нас не интересует – она в полном владении газовиков. А вот тот отрезок, что в доме, делится на две части.

Одна часть – внутридомовое газовое оборудование. Это то, что находится в общей долевой собственности всех собственников, как, например, крыши, подвалы, чердаки и т.п. Как с этим обходиться, мы все знаем. Поручить все заботы управляющей компании или ТСЖ, которые и должны хлопотать о заключении соответствующего договора, оплате услуг газовиков, ремонте оборудования за счёт общих средств - тех, что мы платим за техническое обслуживание и ремонт общего имущества.

Но за общей частью этой трубы – общедомовой, идёт внутриквартирная разводка, к которой присоединена газовая плита, газовая колонка, расположен газовый счетчик, у кого есть. Называется это  всё - «внутриквартирное газовое оборудование». Забота об этом хозяйстве и ответственность за него лежит уже на владельце квартиры (собственнике или пользователе). Кстати, прямая аналогия с водопроводными трубами. То, что до краника на ответвлении на стояке, включая сам краник – общее, то есть на плечах управляющей компании, а что после –  уже самое что ни на есть «моё». Никому не приходит в голову считать любимую ванну, кухонную мойку или замечательный «голубой компакт» общим с соседями имуществом. Собственно, и платить за ремонт и обслуживание этого внутриквартирного имущества все уже давно привыкли сами.

Газ в этом смысле ничем не отличается от водопроводной воды. Но за одним очень важным исключением. Он куда опаснее. Если прорвёт водопровод, то максимум что может случиться – потоп в нижней квартире и порча имущества с вытекающими материальными и моральными последствиями. А вот утечка газа может привести к самому настоящему взрыву с огромными разрушениями и даже человеческими жертвами.

Увы, такие примеры в нашей жизни есть. Поэтому и правила обращения с газом куда строже. Обслуживать вашу часть газовой трубы и газоиспользующее оборудование может не абы кто, а только специализированная газовая организация. И делать это она должна не от случая к случаю или по вашему желанию, а по строго установленным правилам и с конкретной периодичностью. Поскольку никто не вправе покушаться на вашу собственность в виде внутриквартирной газовой трубы и газовых горелок, то и отношения между вами и специалистами должны регламентироваться договором, о чём и написано в означенных выше Правилах.

Понятно, что договор - от слова договариваться. Можно ни с кем не договариваться и договор ни с кем не заключать. Это не запрещено. Но в этом случае, в отличие от водопроводной воды, газом пользоваться будет нельзя. Просто потому, что никто не сможет поручиться, что у вас всё в порядке с кранами и горелками и ваша квартира не взорвётся вместе со всем домом. Так что отключают газовики такие квартиры правильно и вовсе не в отместку за отказ платить дополнительные деньги, а в связи с отсутствием договора и, следовательно, технического обслуживания оборудования в квартире. Так что спорить здесь нечего.

Обслуживать оборудование надо, и делать это должны специалисты. И платить им надо отдельно. Ведь мы же не требуем обслуживания водопровода у нас в квартире и ремонта унитаза от предприятия «Водоканал». Дело этого предприятия доставить нам по трубам чистую воду, за которую мы платим тоже немало, а вот ванны, трубы и раковины – наша отдельная забота и отдельные траты. Так что к газовикам тоже вполне применим этот принцип. Другой вопрос - не обманывают ли нас газовики и не требуют ли слишком многого.

Чтобы этого не допустить, надо помнить, что деньги мы платим не просто так, а за реальные услуги. Их перечень определён Правилами. К примеру, нам должны:

    осуществлять техническое обслуживание внутренних газопроводов, входящих в состав внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, - не реже 1 раза в 3 года;

    осуществлять техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования не реже 1 раза в 3 года, если иное не установлено изготовителем этого оборудования. По истечении установленного изготовителем срока службы бытового газоиспользующего оборудования оно может быть использовано при наличии положительного заключения по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в течение срока, указанного в этом заключении, и при его техническом обслуживании не реже 1 раза в год либо заменено по желанию заказчика на новое оборудование.

Техническое обслуживание газовых плит, колонок включает в себя регулировку процесса сжигания газа на всех режимах работы, проверку герметичности. При очередном техническом обслуживании нам должны провести под роспись инструктаж по безопасному использованию газа; проверку наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах, состояния соединительных труб с дымовым каналом. Также должны выполнять работы по ремонту  газового оборудования по нашим заявкам и даже, представьте, должны дать почитать по  нашему требованию нормативно-техническую документацию, регламентирующую проведение технологических операций, входящих в состав работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования. Так что потребитель вправе знать, что делают с его плитой или колонкой и насколько правильно. Ведь работник газовой службы - не фокусник, а исполнитель важной технической функции, напрямую влияющей на нашу безопасность.

Кстати, если услуги на самом деле не оказаны, то за них можно не платить. В тех же самых Правилах заказчику дано право требовать от исполнителя выполнения работ в соответствии с договором, Правилами, и иными нормативными актами; снижения (перерасчета) платы за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, вытекающих из договора; возмещения ущерба, причиненного в результате действий (бездействия) исполнителя и даже  расторжения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в одностороннем порядке в случаях и в порядке, которые установлены законодательством и договором. 

Так что в отношениях с газовиками владельцы жилья вовсе не бесправные плательщики каких-то новых поборов, а полноправные потребители их услуг. И цены на эти услуги тоже устанавливаются не так, как пожелается газовикам, а в соответствии с решением  специального государственного органа тарифного регулирования. Так что здесь всё честно.

Есть, правда, и немалая ложка дёгтя для потребителя в этих отношениях. Во-первых, текст договора  всё-таки готовится самими газовиками, а Правилами утверждён лишь обязательный перечень пунктов, которые в договоре должны быть. Понятно, что если газовики утвердили для себя образец договора, который пусть малость,   но всё же будет в их пользу, вряд ли отдельный потребитель сможет уговорить их изменить договор. Придётся соглашаться. А раз так, то и договор уже не совсем получается добровольный.

С формой платежа тоже не очень понятно. Вроде бы логично платить за услуги после факта их оказания. Так и прописано в Правилах. Но есть исключение. Допускается абонентская форма оплаты. Видимо, это когда ежемесячно по чуть-чуть. Почему «видимо», потому что Правила очень скупы на этот счёт и ничего не рассказывают о том, каков должен быть размер платы при абонентском способе её внесения, можно ли требовать от газовиков другой формы оплаты – по факту, если не нравится абонентская.

Наконец, каким образом должен выставляться счёт...

Всё это отдано на усмотрение сторон договора, а значит, может быть просто бесцеремонно волевым образом установлено исполнителем без всякого учёта мнения потребителей. Да и сам договор заключить может оказаться не таким простым делом. Было бы логично, по крайней мере в тех домах и квартирах, где люди давным-давно и живут, и  пользуются газом, предложить им просто подписать направленный газовиками договор или, как вариант, опробованный однажды фондом капитального ремонта, изложить текст договора на квитанции и предусмотреть, что если квитанция потребителем оплачена, то и договор считается заключенным.

Но в Правилах предусмотрены более громоздкие и не всегда понятные способы. Так, инициатива в заключении договора почему-то должна исходить от самого человека, который должен направить газовикам заявление-оферту. Мало того, что слово непонятное, так ведь, как уже отмечалось, для большинства людей газовики «на одно лицо». Попробуй разберись, какой специализированной организации эту оферту надо слать.

К заявлению почему-то потребитель должен приложить кучу документов, включающих копию собственного паспорта, документов на квартиру и паспортов на газовую плиту, колонку, счётчик. Ну, с документами на себя и на квартиру вроде понятно, хотя и боязно отсылать их копии в неведомую «специализированную организацию». А вот находящиеся у большого числа наших граждан ещё с советских времен газовые плиты и колонки зачастую вообще готовят пищу и греют воду без всяких паспортов. Поставил их когда-то ЖЭК и паспорта не спросил. Вернее, не оставил. Получается, не хочешь, а Правила нарушишь. Так недолго и без договора, а следовательно, и без газа остаться.

Правда, такую оферту с договором может  направить потребителю и сама газовая организация, но это право, а не обязанность. К сожалению, такого рода организации не очень жалуют простых граждан, которых «много, а организация одна». Предпочитают звать граждан в контору организации, где, понятное, дело, то обед, то закрыто, то очередь.

Другие способы заключения договоров, предложенные Правилами, тоже заставляют задуматься. За вас договор может заключить управляющая компания или ТСЖ. Но тоже весьма мудрёно. Например, по агентскому договору с вами же. Наверное, не многих вдохновляет перспектива заключать со своей управляющей компанией, которой тоже обычно не очень доверяют, ещё и какой-то агентский договор. Не ровён час обманут.

Можно пойти и другим путём. Уполномочить УК или ТСЖ заключить такой договор в интересах собственников на общем собрании и об этом написать в протоколе. Но тогда  договор будет подписан только в интересах тех собственников, кто проголосовал за такое решение. А остальные останутся… нет, не с носом, а с той самой непонятной офертой. А многие ли ходят на общие собрания? Да и нужны ли эти хлопоты  управляющим, если и без них можно прекрасно жить, переложив всё на самих собственников...

В общем, в регулировании процесса заключения договоров правительство перемудрило. Надо было бы как-то попроще действие по подписанию договора описать. 

Остаётся надеяться, что сами газовики, как заинтересованная сторона, воспользуются предоставленным им правом и сами будут приходить в квартиры - не для отключения газа, а для подписания обязательного по закону договора.        

Константин ДЕМИДОВ,

юрист

Поделиться: