Когда дышать нечем

24 февраля 2017, 12:03 / 0

Эта статья – про хоккей. Но речь пойдёт не о тех, кто «быстрее, выше, сильнее». А о тех, кто, по идее, должен был сделать конфетку, а сделал… ну, как минимум, ничего.

- Вовочка, ты где кислородную подушку взял?

- У дедушки.

- А дедушка что сказал?

- Аппп…- апп… - апп...

                                            (Детский анекдот)

«В понедельник, 6 февраля… на внеочередном заседании правительства... руководитель департамента по физкультуре и спорту Елена Кирилова пригласила всех поболеть за юниоров Международного турнира четырёх наций по хоккею с шайбой».

(Из пресс-релиза Правительства Новгородской области) 

Приятное ЧП в новгородской жизни

На три февральских дня Великий Новгород стал центром молодёжного хоккея самого серьёзного уровня: на лёд в нашем Ледовом вышли 16-летние мальчишки из сборных России, Швеции, Финляндии и Чехии.

Старые опытные, советских времён, болельщики кривятся: турнир-то детский! Но, знаете, во-первых, эти дети, при случае, самых лучших взрослых из Н(овгородской)ХЛ сделают, как котят. Во-вторых, среди них, очень может быть, будущие чемпионы мира и даже Олимпиады есть, а уж будущие игроки КХЛ – без сомнения. В-третьих, в нашем замечательном городе из семейных мероприятий можно только в кино сходить, а тут три вечера подряд – такое! Весь местный бомонд собрался. И немудрено. Потому что турнир такого уровня для нашего маленького города вообще случайность, и очень может быть, что больше ничего подобного Ледовому не видать уже никогда…

Хоккей – это наше всё, после «Легенды № 17» и двух сезонов «Молодёжки» это вам любой тинейджер скажет. А ещё у нас есть команда «Йети», несколько взрослых любительских команд, Новгородская хоккейная лига (оказавшаяся в центре скандала пару лет назад, когда хоккеистам неправильно «поделили» лёд в государственном ледовом дворце), частная ледовая арена и… несколько плакатов «Город дышит хоккеем». Вот, собственно, тем, кто хоккеем дышит, в прошедшие выходные и попытались перекрыть кислород. 

«Сырые билеты»

Не будем долго ходить вокруг да около: предпосылки скандала появились за три недели до мероприятия. Простим даже организаторам тот факт, что изначально продажа билетов была объявлена на 19 января, однако болельщики, приехав в кассу, как любила говаривать моя бабушка, «целовали пробой»: объявление в кассе Ледового гласило, что продажи начнутся 20 января в 11.00.  

Утром 20-го я специально погуглила насчёт билетов: практически никаких публикаций, анонсирующих турнир, не было. Телевидение и афиши не в счёт: ТВ-реклама живёт 1 минуту, на афишах же полной информации не разместишь. Выскочила ссылка на сайт облспортдепартамента, где как раз и указывалось началом продаж билетов это самое время – 11.00 20 января, была пара ссылок в соцсетях на мероприятие. Вот и всё. А в 9.30 в этот же день я встретила одного местного чиновника от спорта и поинтересовалась, как там продажи. «Так билетов нет, - заулыбались мне. – Люди по 500 штук сразу брали!». Это как же они брали, если до старта продаж полтора часа, а зал вмещает всего 1080 мест?! Добавлю, что весь Ледовый в это время ушел в глухую оборону – ни по одному телефону дозвониться было невозможно.

Если до этого мы ещё сомневались, не пойти ли за билетами после работы, тут сомнения отбросили: рванули в Ледовый, в очереди были к 11.10. Перед нами стояло 25 человек. Из них – половина визуально знакомые, постоянные посетители хоккейных турниров местного значения, откровенные фанаты, мамы воспитанников «Ледового», взрослые хоккеисты. Касса была закрыта. И только в 12 кассир начала медленно и печально продавать билеты, вписывая места от руки. На возмущенные вопросы о причинах опоздания начала продаж отвечала, что билеты только что (!) привезли из типографии, они ещё сырые, и ей пришлось вручную их раскладывать… (Про «сырую» печатную продукцию из типографии – это надо ещё так умудриться сказать, говорю вам как человек, 5 лет работавший в газете и регулярно подписывавший номер с печатной машины в качестве дежурного).

Ну, да не в этом дело. Когда замечательная женщина с билетами появилась в кассе в начале продаж, билетов на центральные трибуны на матчи с участием российской сборной… не было. От слова «совсем», как любят у нас в последнее время говорить. Поэтому когда коллеги из электронных СМИ цитируют бодрые отчёты областного департамента спорта о том, что билеты были проданы за 2 дня, я только тихо улыбаюсь. В советское время это называлось спекуляцией. Сейчас, боюсь, можно употребить нехорошее слово «коррупция»… Тем более, есть непроверенная информация, что ближе к матчам билеты на центральные трибуны, заявленные в афише по 150 рублей, можно было купить с рук за 500…

Итак, к началу продаж в кассе оставались только билеты на матчи с участием России по 100 рублей за воротами (обычно там располагается фан-зона) и билеты на матчи иностранцев. Справедливости ради скажем, что на центральные трибуны с иностранцами билеты стоили также по 150, и купить их можно было свободно даже за неделю до игр.

Коротая время в очереди, люди обменивались информацией, как это обычно бывает: вот брали билеты на целую группу детей мамашки молодых «йети» - оказывается, воспитанникам спортшколы выделили сколько-то билетов, но на всех не хватило, пришлось докупать. Честно занял очередь продавец магазина спорттоваров «Ледового»: валдайские хоккеисты-любители позвонили, попросили приобрести билеты на всю команду. Словом, эти 25 человек, пришедших к началу продаж, волновались, хватит ли билетов на всех. А вы говорите – за два дня…

Чтобы приобрести билеты за ворота, нам пришлось отстоять в очереди 4 часа. Когда возмущённые посетители спрашивали, почему бы не посадить на продажи ещё парочку кассиров, им отвечали: а у нас все на продлении абонементов в бассейн, некого в кассу посадить. Знаете, как в старом анекдоте про актёра театра? Какие гастроли на Бродвее, у меня в это время новогодние елки!

И ладно бы, эта интересная история с неизвестно куда испарившимися билетами – тут есть простор и для работы в антикоррупционном направлении силовых и контролирующих органов, и для проверки областной контрольно-счетной палатой деятельности «Спортиндустрии», и для выводов антикоррупционного комитета областного правительства. Очень хочется выяснить: куда же всё-таки делись, как минимум, полторы тысячи билетов по 150 рублей и кто их приобрел? «Публичность и открытость деятельности государственных органов» - один из основных принципов противодействия коррупции, согласно статье 3 Федерального закона «О противодействии коррупции», здесь это принцип грубо нарушен. Давайте будем считать эту публикацию официальным обращением во все вышеуказанные органы

Дворец каменного века?

Однако остаются и другие вопросы. А именно вопрос организаторских способностей тех, кому их, в данном случае, положено иметь. Просто умиляет заявление департамента по физкультуре и спорту о том, что к турниру готовились 3 месяца, опять-таки, растиражированное в СМИ. Провести 20 совещаний о подготовке турнира (если они и были) - ещё не значит его подготовить. Потому что подготовлен он был никак. Если б так в свое время готовили в Новгороде Международные Ганзейские дни, на них не приехало бы столько гостей, две сотни журналистов центральных каналов, программа «Время» не показала бы церемонию открытия, а «Вести 24» - он-лайн трансляцию заседания Госсовета в нашем городе. Да и вообще про Ганзу в Новгороде знало бы гораздо меньше людей.

Так вот, по поводу организации турнира, которой не было. Для начала спортивным функционерам следовало бы хотя бы съездить на хоккей в Ледовый дворец СКА в Санкт-Петербурге, чтобы посмотреть, как это делается. Потому что на трибунах «Турнира 4-х наций», судя по атрибутике, сидело достаточное количество людей, которые на матчах СКА бывают. Как это определить? Да по футболкам, которые ждут в Питере каждого болельщика на его стульчике перед началом матча. И весь стадион, за исключением фан-зоны соперника, разом одевается в сине-красные цвета с надписью «СКА». На наших трибунах в этих футболках на «Турнире 4-х» сидели даже дети. У детей поменьше в руках были складные опять же СКА-картонки (их складывают гармошкой и стучат во время матча). Иногда, бывает, раздают надувные стучалки – но жизнь их коротка, как у воздушных шаров, поэтому, очевидно, в Новгороде в этот раз мы таких не увидели.

А знаете, почему даже у детей есть возможность получить футболку СКА? Да потому что купить билет на матч СКА в Интернете может каждый. Я, например, бывала даже на финале Кубка Гагарина. А уж посмотреть рядовой матч всегда мест свободных в зале полно… В связи с этим вопрос: почему нельзя было нормально организовать продажу билетов через интернет на матчи Турнира 4 наций? За три-то месяца? Если нет своей технической возможности в Ледовом (у них там каменный век, что ли?), наняли бы какой-нибудь новгородский кинотеатр. Хотя тогда опять же встал бы вопрос досрочной пропажи билетов… 

Ни Йети, ни поп-корна 

Я не случайно выше говорила о значимости этого турнира для региона. Ведь что такое хоккей для болельщика? Это возможность испытать эмоции. Причём у телевизора, когда всё отчетливо видно, а потом ещё и повтор покажут в разных ракурсах, ты сидишь один, в крайнем случае, с друзьями. И тогда поделиться радостью победы тебе особо не с кем. Отсюда популярность спортбаров. Отсюда желание в день победы национальной сборной проехать с флагом на машине по ночному городу. А когда ты приходишь на стадион, ощущения абсолютно другие. Пусть ты не всегда успеешь ухватить момент, когда шайба стремительно влетает в ворота – вот она уже лежит за чертой, гудит сирена, горит огонёк над воротами, а стадион беснуется. И ты обнимаешься с абсолютно незнакомыми людьми справа и слева, с соседом сверху и снизу. И ты абсолютно счастлив, как большинство в этом зале. А когда твоя команда проиграла, ты, опустив голову, выходишь вместе со всеми из дворца, но в метро тебе уступают место, потому что на твоём ребенке шарф клуба, которым гордится город…

Игра для болельщика, для тех, кто действительно дышит хоккеем, – это праздник. Так почему ж никто не подумал о празднике для новгородских болельщиков? Я понимаю, что в Новгороде нет возможности пустить бегущую строку, которая подскажет, когда кричать «шайбу, шайбу», когда петь «калинку». Но ведь посадить в каждый сектор организатора, который мог бы пустить «волну», или про ту же шайбу начинать кричать к месту – это ведь не трудно? Знаете, что умилило в чехах на церемонии закрытия? Эти  парнишки, услышав наш гимн, моментально сняли шапки (в субботу парни играли днём и к закрытию успели переодеться). А некоторые из наших болельщиков (видимо, люди новые на трибунах) даже не догадались встать под чужой гимн. Скажите, трудно организаторам было напечатать хотя бы на ксероксе листовки с правилами поведения на матче и первым куплетом отечественного гимна, на всякий случай? Ведь на хоккее принято гимн России петь, это нормальное завершение матча, это отличная эмоция. Это, в общем-то, тоже элемент воспитания патриотизма. А заодно и гимн бы выучили.

Мы хотим праздника! И в паузах, пока судьи решают, давать ли штраф игроку, и в тайм-аутах в нормальных хоккейных матчах выступают девчонки-черлидеры, чтобы болельщикам было, на что посмотреть. Даже если местный хоккей еще не созрел, чтобы завести собственную секцию черлидинга, уж на матч-то с европейскими будущими звёздами можно было позвать хорошую черлидинг-команду из новгородских школ? Думаю, девчонки не отказались бы показать свои умения. А так всего и развлечения болельщикам было - первый вице-губернатор, вышедшая на лед в коньках на матч-открытие.

Во время матча СКА по трибунам, а в перерывах в фойе ходит символ армейцев – Конь-Огонь. Совершенно точно знаю, что в Ледовом в своё время был костюм Йети. Неужели трудно было догадаться нарядить кого-нибудь Йети и отправить в зал и фойе? Люди бы с удовольствием фотографировались с ним. И даже команды-участники, наверное, снялись бы с нашим Йети с удовольствием – они ведь ещё мальчишки… Вот вам и продвижение Новгорода и его хоккея…

Положить на кресло футболку российской сборной – это, я так понимаю, совсем верх фантазии? Пришлось бы на 50 рублей увеличить цену на билеты. Ну да, навар с перепродажи с рук в таком случае был бы меньше.

Почему не организовать продажу флажков, футболок и прочей атрибутики в фойе, ведь даже на турнирах по единоборствам экипировку продают прямо в фойе ледового? Думаю, предприниматели не отказались бы заработать денег на таких мелочах. Я уже не говорю о поп-корне, конфетах и прочих вкусняшках для детей и взрослых, которыми обычно в таких случаях торгуют. Кстати, насчёт перекусить во время очень массовых соревнований в Ледовом - всегда проблемы…

Почему на некоторые матчи «Турнира 4-х наций» продали двойные билеты на одни места? Людям пришлось сидеть на приставных стульчиках…

Перечислять все «почему» не хватит места. Надеюсь, профильные комитеты правительства Новгородской области дадут оценку профессионализма действий организаторов турнира в данном случае.

...И всё-таки у меня осталось светлое впечатление от турнира. Во-первых, потому что наши все-таки победили. Во-вторых, видно, что огромное удовольствие получили юные новгородские хоккеисты от общения со «звёздами» – десятки рук тянулись к нашей сборной, когда игроки проходили под трибунами к своей скамейке. И молодые «звёзды», наверное, в самом деле чувствовали себя «звёздами», отвечая ребятам на приветствие…  

Ольга ВАСИЛЬЕВА,

лауреат международного конкурса

спортивных журналистов 1998 г.

 

 

Поделиться: