Администрирование администраторов

25 апреля 2016, 21:47 / 0

Ситуацию с поступлением доходов в бюджет подробно разбирали на заседании регионального правительства.

- Меня не устраивает такой ответ – план по году выполним. Значит, не очень здорово работаем! – недовольство главы региона вызвало объяснение главы Крестецкого муниципального района, почему муниципальным образованием не выполнен плановый показатель по перечислению налогов в бюджет за первый квартал текущего года. Кроме Крестецкого района такая же ситуация сложилась ещё в шести муниципалитетах – Любытинском, Марёвском, Новгородском, Пестовском, Чудовском районах и областном центре. Причём, Великий Новгород показал худший результат, здесь сбор налогов составил 84,3%.

В целом, в бюджеты муниципальных районов и городского округа, по информации руководителя департамента финансов области Елены Солдатовой, за первый квартал текущего года поступило 1021 млн. рублей налоговых и неналоговых доходов, что на 49 млн. рублей или на 4,5% ниже уровня прошлого года. Основными причинами недопоступлений в бюджеты руководители территорий называли невыполнение планов по неналоговым платежам - от аренды земли и продажи имущества, а также авансы, произведённые в конце минувшего года.

Вопрос поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет за первый квартал 2016 года рассматривался на заседании правительства области. Губернатор Сергей Митин счёл необходимым заострить внимание на дисциплине администрирования налоговых платежей в ряде муниципальных образований, несмотря на то, что в целом квартальный план выполнен на 100,8% - в областной бюджет поступило 4470 млн. рублей налоговых и неналоговых доходов. Об этом в своём докладе сообщила Елена Солдатова. Причём, отметила она, «по сравнению с аналогичным периодом 2015 года поступление доходов увеличилось на 118 млн. рублей, темп роста составил 102,7%, и это нас радует, так как за два месяца текущего года темп роста был 91,7%».

Бюджет

План по налоговым доходам за три месяца выполнен на 100,7%. Если сравнить с аналогичным периодом прошлого года, то налоговые доходы увеличились на 94 млн. рублей, темп роста - 102,2%. Но при этом, подчеркнула руководитель департамента финансов, по-прежнему вызывает опасение ситуация с  выполнением плана по налогу на прибыль, поступление которого отстает от прошлого года: за январь-март 2016 года поступило 1246 млн. рублей или 84,3% к аналогичному периоду 2015 года, а по итогам двух месяцев темп был ещё меньше - 35,7%.

Стоит отметить, что на реальное поступление налога на прибыль повлияло и то, что на счета организаций-плательщиков возвращено и зачтено в уплату других налогов более 142 млн. рублей.

Поступления по неналоговым доходам составили 137 млн. рублей, план выполнен на 102,5%. По этой позиции, если сравнивать с результатом прошлого года, отмечен хороший темп роста - 121,5%, неналоговые доходы возросли на 24 млн. рублей. Тем не менее, финансисты обратили внимание администраторов налогов на неравномерное поступление неналоговых доходов по различным видам платежей. Например, по сравнению с минувшим годом снизились поступления по штрафным санкциям на 0,8 млн. рублей (1,7%), по платежам за пользование недрами на 0,4 млн. рублей (13,3%) и плате за использование лесов на 0,2 млн. рублей (0,6%).

Елена Солдатова подробно остановилась на одном из видов неналоговых поступлений – штрафах и санкциях. Эти платежи составляют наибольший удельный вес в неналоговых доходах областного бюджета - 33%, за год запланировано собрать 221 млн. рублей. Но за первый квартал текущего года в областной бюджет поступило только 45,9 млн. рублей, плановый показатель выполнен  на 87,7 %, и снижение к аналогичному периоду прошлого года составило 0,8 млн. рублей (1,7%).

Бюджет

Известно, что по каждому виду неналоговых платежей определены отдельные администраторы, которые в соответствии с бюджетным законодательством отвечают за планирование, начисление, учет, осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступления платежей.

Только за штрафы и санкции в области отвечают 10 администраторов доходов, из них 3 – федеральные органы исполнительной власти и 7 – областные. По сравнению с прошлым годом снижение этого вида доходов допустили Главное управление МЧС России по Новгородской области – 65%, областные комитет государственной охраны культурного наследия - 37,5% и департамент транспорта и дорожного хозяйства - 37,6%.

Ну, а сможет ли регион в текущем году воспользоваться всеми  причитающимися субсидиями, выделенными из федерального бюджета, - зависит от региональных департаментов. За первый квартал область получила 904 млн. рублей безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Теперь для получения субсидий должны быть заключены соглашения с федеральными органами власти. Срок распределения субсидий по субъектам РФ установлен до 1 мая, а срок заключения соглашений с министерствами до 15 июня. После 15 июня, предупредила руководителей департаментов Елена Солдатова, средства для области будут аннулированы и изъяты в федеральный бюджет.

Губернатор поручил первому заместителю Веронике Мининой организовать строгий контроль за оформлением и подписанием соглашений и в мае предоставить подробный доклад о выполнении поручения. К тем же руководителям областных органов исполнительной власти, кто безответственно отнесётся к этой работе, принять административные меры. 

В заключение губернатор ещё раз предупредил глав муниципальных образований и других администраторов доходов о том, что все виды поступлений в консолидированный бюджет важны, и все руководители должны работать на результат.

- В последние дни мы провели несколько совещаний с руководством Сберегательного банка, - сказал Сергей Митин, обращаясь к главам районов. - Сегодня Сбербанк фактически не собирается финансировать муниципальные районы из-за слабости их бюджетов. Так давайте следить за этим. В этом и заключается мудрость руководителя и налогового администратора. Нельзя же так шарахаться – выполнять план доходов всего на 84%. Где мы возьмём оставшиеся 16%? Я у вас спрошу: если вы план выполнили на 84%, вы и расходы свои на 84% сделали от 100%? А не получится ли так, что у вас по доходам 84%, а расходы - 124%? Думаю, что так и есть. Из-за таких ситуаций мы вынуждены брать коммерческие кредиты, за которые нас потом критикуют, вынуждены идти на бездефицитный бюджет, подписывать соглашения с Министерством финансов, просить заменить коммерческие кредитные ресурсы на бюджетные. Это всё непросто даётся. Нельзя дальше жить с таким примитивным подходом: дайте нам денег из областного бюджета. Раньше это проходило - в условиях развивающейся экономики, но наступил кризис, сократилась общая сумма всех видов вышестоящих бюджетов. И вам надо вносить коррективы в свою работу. Пока их не вижу.

Губернатор прав, обращаясь с таким призывом к руководителям муниципалитетов. Но зачастую ситуация складывается так, что ему лично приходится осуществлять администрирование администраторов.

Наталья МЕЛКОВА

 

Фотоиллюстрация: http://orel-gazeta.ru/wp-content/uploads/2016/02/KMO_087184_00005_1_t218_212612.jpg

Поделиться: